В Тегеране после признания вины за катастрофу украинского Boeing начались протесты
Их открыто поддерживают США, однако, по словам политологов, ждать дестабилизации политической ситуации в Иране не стоит
Читать на полной версииКорпус стражей исламской революции взял на себя ответственность за сбитый украинский Boeing, сообщает ТАСС. На этом фоне в Иране начались протесты, которые поддержали в Вашингтоне.
Признание собственной ошибки, которую ряд экспертов и политиков на Западе назвали «жестом протянутой руки», в какой-то мере стало маневром для Тегерана в условиях кризиса. Даже британский премьер Джонсон заявил, что Тегеран таким образом делает шаг для деэскалации напряженности.
С другой стороны, сам «казус Boeing» «оголил ряд проблем внутри страны». В столице начались протесты, что неудивительно — ведь большинство погибших на борту лайнера были иранцы. Субботняя акция численностью до тысячи человек переросла в беспорядки и столкновения с полицией, которая вынуждена была применить светошумовые гранаты и слезоточивый газ.
Кроме того, катастрофа выявила тлеющий конфликт внутри иранских силовиков, где КСИР, обезглавленный убийством генерала Сулеймани, фактически открыто выступил против иранского Генштаба. Выяснилось, что и от этих разборок многие иранцы, а это в основном прозападно настроенные студенты, устали. Листовки с эмблемами КСИР и призывами «Долой диктатора», обращенными к верховному лидеру страны Али Хаменеи, это подтверждают. Но пока власти страны держат ситуацию под контролем, говорит политолог, востоковед, специалист по Ирану Каринэ Геворгян.
Иранские спецслужбы ситуацию контролируют. Хотя бы потому, что в ходе протестов был задержан британский посол в Иране Роберт Макэйр. The Daily Mail написала, что посол якобы подстрекал протестующих. Но сам он эти данные опроверг, добавив, что просто хотел почтить память жертв катастрофы. Дипломата отпустили, но беседа, теперь уже с иранским МИД, ему обеспечена. ЕС выразил свое беспокойство. Но не более того.
Власти США же придерживаются более жесткой линии в отношении Ирана. В субботу признание КСИР они назвали следствием «безрассудных решений руководства страны». А уже в воскресенье, когда протесты возобновились, Штаты поддержали протестующих. Дональд Трамп обратился к иранским демонстрантам в Twitter на фарси, написав следующее: «Я поддерживаю вас с самого начала президентства. Мы внимательно следим за вашими протестами и вдохновлены вашей смелостью», — написал президент, добавив фразу: «Мир наблюдает».
به مردم شجاع و رنج کشیده ایران: من از ابتدای دوره ریاست جمهوریم با شما ایستادهام و دولت من همچنان با شما خواهد ایستاد. ما اعتراضات شما را از نزدیک دنبال می کنیم. شجاعت شما الهام بخش است.
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) January 11, 2020
Вашингтон открыто пытается расшатать ситуацию внутри страны. Говорит главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
Тем временем Иран активизировал переговоры с союзниками. С визитом в Тегеран впервые с момента назначения отправился эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани.
При этом впервые за двое суток после заявления КСИР последовала реакция Израиля. Глава страны Биньямин Нетаньяху обвинил Тегеран во лжи. «Иран лгал. Так же как они лгали о своей секретной ядерной программе, они теперь лгут об инциденте с украинским самолетом. Они обманули весь мир», — сказал Нетаньяху. Он призвал европейские страны присоединиться к антииранским санкциям. Однако изоляция страну не ждет, считает политолог Марат Баширов.
Марат Баширов политолог «Развитие ситуации сильно на самом деле зависит в первую очередь от сохранения ядерной сделки. Сейчас Соединенные Штаты из нее вышли и накладывают все больше санкций. Тем не менее Европа продолжает поддерживать экономические отношения с Ираном, у них даже есть своя система расчетов, которые минуют систему SWIFT и корсчета американских банков. У Ирана также есть партнеры в виде Турции и России. Поэтому говорить о том, что Иран оказывается в какой-то жесткой изоляции, нельзя. Тем более у них отдельные отношения с Китаем. Основной, в общем-то, покупатель нефти Ирана в первую очередь — это Китай».
Борис Джонсон и Ангела Меркель уже подтвердили приверженность сделке по иранской ядерной программе. В Пентагоне заявили, что готовы к переговорам с Ираном без предварительных условий. При этом США не сожалеют об уничтожении генерала Сулеймани, потому что теперь Америка находится в «большей безопасности», заявил глава Минобороны Марк Эспер. Правда, судя по результатам опроса телеканала ABC, согласны с этим лишь 25% американцев.