Обновлено в 13:00

«Черные ящики» потерпевшего в Тегеране катастрофу украинского самолета будут вскрыты 10 января. Как передает агентство IRNA, об этом сообщил глава отдела расследования происшествий Организации гражданской авиации Ирана Хасан Резайефар. Он отметил, что при необходимости к расшифровке самописцев будут привлечены специалисты из России, Франции, Канады или Украины. Расшифровка может занять один-два месяца, а расследование авиакатастрофы — до двух лет, сообщил глава Организации гражданской авиации Ирана Али Абедзаде.

У версии, согласно которой украинский Boeing был сбит иранской ракетой, все больше сторонников. Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон заявил, что в самолет попала зенитная ракета и что есть «масса доказательств». По его словам, «это могло быть сделано ненамеренно».

Премьер-министр Канады Джастин Трюдо выступил с аналогичным заявлением — о случайном попадании ракеты в самолет:

«Есть важное обстоятельство, которое касается потенциальных причин крушения самолета, о чем канадцы должны знать. Новость станет еще одним шоком для семей, которые уже скорбят в этой невыразимой трагедии. У нас есть сведения из разных источников, включая наших союзников и нашу собственную разведку. Эти данные свидетельствуют о том, что самолет был сбит иранской ракетой «земля — воздух». Это вполне могло быть непреднамеренным. Новые сведения подтверждают необходимость тщательного расследования. Канада работает со своими союзниками, чтобы обеспечить расследование для определения причин аварии».

Президент Украины Владимир Зеленский написал в Facebook, что «версия о попадании ракеты в самолет не исключается, но на сегодня не является подтвержденной». Он призвал США, Канаду и Великобританию поделиться данными о катастрофе с комиссией по расследованию.

Владимир Зеленский встретился с временным поверенным в делах США Кристиной Квин, США передали Киеву важные данные по авиакатастрофе в Иране. Об этом написал в Twitter глава украинского МИД Вадим Пристайко.

Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон заявил, что украинский Boeing был сбит неумышленно, сообщает The Sydney Morning Herald. «Австралия получила информацию, аналогичную той, о которой говорили и премьер-министр Канады, и США», — сказал Моррисон.

В четверг, 9 января, сразу несколько американских СМИ со ссылкой на источники в разведке США и Ирака сообщили, что пассажирский лайнер мог быть сбит ракетой из комплекса «Тор-М1» российского производства, стоящего на вооружении Ирана. По их данным, американский спутник зафиксировал два пуска ракет в районе аэропорта Тегерана, после чего последовал взрыв.

Почему же тогда в свое время спутники не засекли в Донбассе «Бук», который выше классом, чем «Тор-М1»? «Тор» — всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс. Система предназначена для прикрытия важных административных, экономических и военных объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, планирующих авиабомб, самолетов и вертолетов, в том числе и выполненных по технологии стелс. Возможность обнаружения, к примеру, самолета F-15, пролетающего на расстоянии 25 километров и высоте до 6000 метров, равняется 80%. Длина запускаемой из «Тора» ракеты — около 3 метров, вес — 167 килограммов, дальность стрельбы — до 12 километров, максимальная скорость — 850 метров в секунду.

ЗРК «Бук» — это самоходный зенитный ракетный комплекс, предназначенный для борьбы с маневрирующими аэродинамическими целями на малых и средних высотах в условиях интенсивного радиопротиводействия. Длина ракеты, выпускаемой «Буком», больше на 2,5 метра, дальность стрельбы превышает дальность полета ракеты «Тора» более чем в два раза, хотя скорость полета у них почти одинаковая. При этом ракета «Бука» в четыре раза тяжелее той, что выпускает «Тор».

Газета The New York Times опубликовала видео, на котором, как утверждает издание, запечатлен момент попадания ракеты в украинский самолет. На видео один светящийся объект на большой скорости, предположительно ракета, врезается в другой объект, передвигающийся в небе. Столкновение сопровождается яркой вспышкой. Сообщается, что издание связалось с автором видео, получило его в высоком разрешении и подтвердило его подлинность.

Тегеран все обвинения, связанные с попаданием ракеты, отвергает и называет такие сообщения «психологической войной».

Видеозапись комментирует главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский.

Виктор Мураховский главный редактор журнала «Арсенал Отечества» «Во-первых, видео никак не верифицировано. Во-вторых, там не видно ни самого самолета, ни зенитной ракеты — ничего не видно. То есть оно призвано поймать хайп, оно никак не проясняет ситуацию. По видео невозможно определить, даже привязав его к местности, как пытаются сделать западные сайты, сам факт события, которое происходит. Уже приплетают российский комплекс «Тор-М1», поставленный Ирану, хотя этот комплекс развернут вообще в районе атомной электростанции «Бушер» для ее прикрытия. Я ничего не слышал о его перебазировании в какие-то другие районы Ирана. Тем, кто живьем видел пуски различных зенитных ракет, различных комплексов, тоже это видео кажется очень сомнительным. Ракета вряд ли могла попасть в самолет по ошибке. Если мы говорим о зенитно-ракетных комплексах, которые мы поставляли, — С-300ПС, «Тор-М1», — они видят воздушную обстановку вполне ясно, и отличить гигантский Boeing от крылатой ракеты или какого-то иностранного боевого самолета, который каким-то образом до Тегерана дотянулся, что уже является фантастикой, радиолокационные средства таким комплексам вполне позволяют. Поэтому чисто теоретически я не могу представить, как можно запулить ракетой по такому гигантскому самолету, перепутав его с чем-то другим».

Заслуженный летчик, бывший капитан авиакомпании «Россия» Олег Серов также не верит версии о попадании ракеты.

Олег Серов заслуженный летчик, бывший капитан авиакомпании «Россия» «Если бы ракета попала, он бы развалился в воздухе. А так, может, действительно была негерметичность трубопроводов, и пошло возгорание, потому что самолет был объят пламенем. А потом, запуск ночью, когда вылетает ракета, след такой, мама не горюй! А там не было, и самолет загорелся в небе. Допустим, попала ракета в правый или в левый двигатель. А другой двигатель работает — заходи и все. Ну, вошла в двигатель ракета, двигатель повредила, но самолет был весь объят пламенем. Они версию отрабатывают, что диверсия не исключена. Но опять же, если был взрыв, все было бы слышно и видно. Но взрыва не было».

Как пишет CNN со ссылкой на информированных сотрудников администрации США, американская разведка пришла к выводу, что самолет сбили не одной, а двумя иранскими ракетами ПВО. Разведка США не стала сразу сообщать о полученных данных, так как решила сначала их проверить, отмечает телеканал.

Ранее власти Ирана обратились к Канаде, Великобритании и США с просьбой предоставить данные о катастрофе и присоединиться к расследованию, сообщает Reuters. Национальный совет по безопасности на транспорте США выделил своего представителя, тот получил полномочия и от компании Boeing. Ранее иранские СМИ писали об отказе Тегерана передавать производителю самолета «черные ящики».

CNN утверждает, что американские чиновники неохотно публично возлагают вину за падение самолета, по-видимому, чтобы не повышать напряженность в отношениях с Ираном, в то время как оба правительства предпринимали шаги для снижения эскалации военной конфронтации. Так, госсекретарь США Майк Помпео в заявил, что причиной крушения самолета в Тегеране могла быть техническая неисправность.

Американцы действительно ведут себя гораздо более сдержанно, подтверждает политолог Марат Баширов.

Марат Баширов политолог «США напрямую не обвиняют Иран и не подставляются под такие непродуманные заявления, как это сделал премьер Трюдо. Трюдо вообще известен тем, что он достаточно легко обращается с фактами. Канада сделала заявление на основании каких-то данных, которые им предоставили США. При этом этих данных не видел больше пока никто. И Трюдо как более молодой политик, стремящийся чем-то угодить Вашингтону, легко пошел на это заявление. Что касается Великобритании, с точки зрения присутствия в регионе это очень старый игрок, и, например, те же британские спецслужбы гораздо более информированы и погружены во все эти сюжеты на Ближнем Востоке, чем американцы. Великобритания всегда занимала резкую позицию по отношению к Ирану, поэтому такие провокационные заявления для них свойственны. Хочу обратить ваше внимание еще на то, что молчит Израиль. Израиль-то всегда шел только по фактам. Если израильские спецслужбы будут заявлять, что у них есть некие доказательства причастности Ирана, то тогда, конечно, это будет серьезно. А Израиль молчит. Что касается Москвы, она всегда выступала за прозрачное расследование, потому что есть обвинения, что мы причастны к крушению рейса MH17, поэтому Москва, думаю, уже предоставила властям Ирана все свои данные. Понятно, что если Иран будет их утаивать или будет выдавать в каком-то искаженном варианте, то мы, конечно, дополним эту картину. Кстати, данные есть не только у нас, они еще есть и у Турции. У Турции свои радары, своя противоракетная оборона. Там очень короткие расстояния, и радары отслеживают далеко от турецкой границы. И они точно видели, что происходило в Иране, и с точки зрения военных самолетов, и с точки зрения гражданских самолетов».

Почему молчит официальный Израиль и как авиакатастрофу освещают местные СМИ, рассказывает обозреватель израильского информационно-аналитического сайта «Детали» Марк Котлярский.

Марк Котлярский обозреватель израильского информационно-аналитического сайта «Детали» «У Израиля данные есть наверняка, но пока они не оглашались. Я так понимаю, официальный Израиль, во всяком случае пока, не хочет подливать масла в огонь. Кроме официальной реакции, когда премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху выразил соболезнования президенту Украины Владимиру Зеленскому, больше никакой реакции на этот счет пока не последовало. Все издания, которые публикуют ту или иную информацию, ссылаются на зарубежные источники. Каких-то особых деталей, которые бы проливали свет, я не заметил, но очень многие комментаторы и эксперты сходятся в том, что украинский самолет был сбит зенитной ракетой и это ошибка иранских ПВО, которая, как подчеркивают некоторые журналисты, была активизирована в связи с ситуацией, сложившейся после убийства Касема Сулеймани, и напряженными отношениями между американцами и иранцами. Кроме того, надо учитывать еще один момент. Дело в том, что в Израиле сейчас свое стихийное бедствие: буквально полторы недели подряд не стихая идут проливные дожди, за время стихии погибли четыре человека. Получается, что катастрофа украинского самолета каким-то образом немного отошла на второй план».

Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос о безопасности полетов и туризма на Ближнем Востоке, сообщает ТАСС. Совещание пройдет 10 января под руководством вице-премьера Максима Акимова.