Россельхознадзор запретил ввоз угря, форели и креветок из Китая
Решение было принято по итогам проверки, которая выявила ряд нарушений: в частности, на предприятиях была обнаружена рыбопродукция 2013 года выпуска. Может ли ограничение привести к дефициту рыбы в России?
Читать на полной версииС 9 января Россельхознадзор ввел временные ограничения на импорт креветок, осетра, форели, угря и тилапии из Китая. Решение принято по итогам проверки, в ходе которой были выявлены многочисленные нарушения, в том числе связанные с недостаточным контролем за безопасностью выпускаемой продукции, риском незаявленного применения лекарств и гормональных препаратов, а также отсутствием контроля за хранением. В частности, «на предприятиях была обнаружена рыбопродукция 2013 года выпуска», говорится в сообщении ведомства.
Business FM спросила у участников рынка, не приведет ли ограничение к дефициту рыбы и морепродуктов или же в России просто станет больше так называемых белорусских креветок. Вот что говорит предприниматель, основатель компании «Ледово» Надежда Копытина.
— Из Белоруссии продукции много идет. Самое главное, что будут более активны Индия, Бангладеш, другие страны-производители. Я уверена, что по ценам мы не проиграем. Индия, Бангладеш проигрывают сильно Китаю только лишь с точки зрения стабильности поставок. Договариваешься ты с ними легко, но своевременность поставок и качество холодильного оборудования, то есть логистика, в Китае лучше.
— Наши есть креветки?
— С Дальнего Востока идут поставки, тот же Магадан, Камчатка. Есть крымские мидии, креветка Баренцева моря. Просто все, что мы делаем, мы делаем не в том объеме пока, и если мы делаем качественный продукт, то у нас его скупают весь на корню за границу.
— Ограничения затрагивают поставки аквакультурного осетра, форели, угря, тилапии, креветки. Что касается форели, она у нас своя есть?
— Форель мы производим в Карелии. И эти ограничения нам пойдут только на пользу. Вообще, всеми руками за, чтобы прекратить в Россию поставку тилапии. Там всю аквакультуру кормят отходами со стола — в общем, это есть нельзя. Насколько мне известно, в Европу эту рыбу запрещено поставлять.
Большей проблемой для рынка станет ограничение на импорт «морских коктейлей», говорит руководитель производственного департамента ГК «Агама» Евгений Комин.
Евгений Комин руководитель производственного департамента ГК «Агама» «Сейчас просто возникнет дефицит тилапии на рынке: пока переориентируются на какую-нибудь вьетнамскую, пока привезут, пока изучат предприятия, которые ее производят, а может быть, и не найдут, потому что в Китае продукция бывает разного качества, это первая проблема. Вторая проблема — это знаменитый «морской коктейль», очень распространенный продукт, в состав которого входят мидии и креветки, возникнет дефицит абсолютно точно. Составить «морской коктейль» можно будет уже самостоятельно, закупив эти ингредиенты в других регионах мира. Но когда Россельхознадзор обозначает эти проблемы 31 декабря, а с 9-го закрывает [ввоз], ясно, что ввезти какой-то приличный объем на время, пока будет найдена какая-то альтернатива, просто нереально. Я ожидаю, что по этим продуктам будет какой-то дефицит на рынке. Думаю, что добросовестному поставщику нужно не менее трех-четырех месяцев для того, чтобы изучить имеющиеся альтернативы, далее сама поставка из дальних регионов — минимум 40-50 дней. Тот же «морской коктейль», как правило, состоит из четырех-пяти компонентов, насколько будет дороже этот ингредиент, та же самая креветка или мидии из других регионов, сложно сказать — я думаю, что от 10% до 20%. А на этапе дефицита на рынке увеличение может составить и 40-50%. Этот продукт находится в матрице всех федеральных сетей, спрос на него постоянный, достаточно стабильный, и здесь, безусловно, будут какие-то спекулятивные моменты».
В конце декабря Россельхознадзор также запретил поставки форели и дорадо с двух предприятий Турции — тоже из-за выявленных во время проверок нарушений. С 13 января вступает в силу ограничение на поставки креветок с индийского предприятия Star Agro Marine Exports.