Профицит бюджета по итогам 2019 года может составить около 3% ВВП — счет превышения доходов над расходами идет на триллионы рублей. При этом экономика не выросла даже на 1,5%, а количество бедных увеличилось. В 2020 году у правительства появляется уникальный шанс стать глобальным инвестором российской экономики — за неимением других. Но как оно распорядится этим шансом?

2020 год подкрался незаметно. Именно к этому году российское правительство собиралось исполнить утвержденную в ноябре 2008 года Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Честный ответ на вопрос, удалось ли власти (а ключевые фигуры у нас за эти почти 12 лет не поменялись) достичь своих обещаний, прост: нет. Но как минимум две важных и потенциально полезных для экономики вещи наше государство все же сделало: у нас сравнительно низкая (по российским меркам) инфляция и большой, почти гигантский запас денег в государственной кубышке.

В 2022 году Фонд национального благосостояния (ФНБ), если чиновники не начнут его тратить, должен увеличиться почти вдвое — до 16,2 трлн рублей с 8,17 трлн рублей в 2019 году. При этом ликвидная часть фонда, то есть не вложенная в проекты, вырастет с 6,5 трлн до 14,7 трлн рублей. Такие цифры содержатся в опубликованной пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2020-2022 годы. Но, главное, с 2020 года эти деньги из всероссийской заначки уже можно легально тратить.

Дело в том, что по закону, когда ликвидная часть фонда достигнет 7% ВВП, правительство получает право инвестировать средства, превышающие этот порог. Исходя из пояснительной записки к проекту бюджета на три года, ФНБ в 2020 году как раз превысит эти самые 7% ВВП на 1,5 трлн рублей. При этом в конце прошлого года первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов говорил, что 15-20% от суммы превышения можно направлять на инвестиционные проекты в России. То есть примерно 300 млрд рублей.

При этом государству надо еще и активно инвестировать в национальные проекты, которые по майским указам президента от 2018 года должны обеспечить России к 2024 году новый экономический прорыв взамен не случившегося прошлого. А нашей экономике — темпы роста выше среднемировых. Хотя по итогам 2019 года российская экономика росла почти втрое медленнее мировой.

Ради этих государственных инвестиций в медицину, образование, новые рабочие места, дороги, мосты наше государство с 2019 года повысило НДС с 18 до 20%. Хотя недостатка денег в казне нет как минимум три года, а в последние два Россия вообще имела устойчиво профицитный бюджет. То есть, пока большинство населения остро ощущает нехватку денег в кошельках, наше государство не знает, куда девать лишние.

И вот теперь правительство и ЦБ, а также — с большой долей вероятности — крупнейшие российские компании будут решать, как потратить деньги Фонда национального благосостояния. Минфин по традиции предлагал инвестировать часть этих средств в иностранные активы — суверенные бумаги других стран и бумаги высококачественных корпоративных заемщиков, а также дать экспортные кредиты другим государствам (главное, чтобы экономически вменяемым и платежеспособным, а не какой-нибудь Венесуэле Мадуро). Допускал министр финансов и вложение денег из ФНБ внутри страны. Но при двух условиях: доля таких внутренних инвестиций должна быть официально закреплена, а сами инвестиции — приносить доходность.

Вроде оба условия разумные. В нормальной экономике государство не может и не должно быть главным и тем более единственным инвестором в экономические проекты. Даже если предположить такую рождественскую сказку, что в России перестали воровать бюджетные деньги от слова «совсем». К тому же бесконтрольные нелимитированные госинвестиции могут разогнать инфляцию. Впрочем, для России это сейчас, кажется, не проблема: рекордно низкого (по официальным данным, ощущаемая людьми инфляция примерно вдвое выше официальной) роста цен удалось достичь прежде всего из-за резкого падения рубля и доходов населения. Ценам просто некуда сильно расти: люди не смогут покупать товары.

Опять же, государство в идеале такой же инвестор, как частная компания или частное лицо. Мы же хотим, чтобы наши вложения прибавляли наш капитал, а не разоряли нас. Точно так же может и должно думать государство.

Проблема в том, что инвестиционный климат в России, если не считать интереса иностранных инвесторов к нашим государственным ценным бумагам (платежный баланс у нашей страны на загляденье), находится в устойчивом «ледниковом периоде». Все крупнейшие российские компании и банки, которые могли бы стать и по факту являются главными инвесторами экономики, по сути, государственные. Иностранцы из-за войны санкций и причудливых нравов российского правосудия связываться с нашей экономикой не очень-то и хотят. В таких условиях государство становится едва ли не единственным стратегическим инвестором российской экономики.

Так что знаменитая экономическая формула нашей эпохи «Денег нет, но вы держитесь там» явно нуждается в корректировке. У государства деньги есть, и даже с избытком. Теперь настала пора поделиться ими с гражданами и экономикой. Вот мы и посмотрим, как наш всероссийский Минфин — Дед Мороз осчастливит финансовыми подарками россиян в 2020 году.

Причем инвестировать эти деньги нужно так, чтобы новые госинвестиции не ушли на новые дворцы и офшорные счета распорядителей этого богатства на фоне бесконечно «оптимизирующейся» медицины, ухудшающегося образования и отсутствующих нормальных дорог на значительной части территории нашей необъятной Родины.

К тому же государству важно помнить: это не его деньги. Никаких таких «государственных денег» не существует. Они наши с вами — деньги налогоплательщиков.