Россия остановила поставки нефти в Белоруссию
«Белорусы хотят получить условия, которые позволят им сохранять высокую маржинальность в своей нефтепереработке в изменившихся условиях поставок российской нефти», — считает эксперт Александр Фролов
Читать на полной версииРоссия прекратила поставки нефти в Белоруссию, сообщает ТАСС. Переговоры Москвы и Минска о новых условиях поставок нефти затянулись, прошлый контракт истек 31 декабря. В декабре на встрече Владимира Путина и Александра Лукашенко белорусский президент заявил, что удалось достичь договоренностей по энергоносителям. Но пока контракт заключен только по поставкам газа.
С 1 января белорусские НПЗ перешли в режим малой загруженности — российские компании не поставили ни барреля своей нефти, сообщил представитель «Транснефти». В компании добавили, что транзит через территорию страны идет без перебоев. Это подтвердили и импортеры в Польше.
Белорусская сторона просила снижения цен на поставки или особых льгот. Ранее президент Лукашенко говорил, что, если Россия предложит слишком высокий тариф, страна сможет найти других партнеров.
Сторонам удастся договориться, считает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
— Думаю, что уступят обе стороны, но в принципе Россия готова уступить больше в ответ на какие-то реальные действия Белоруссии по интеграции. Лукашенко просто не хочет ничего делать и ждет, что Россия будет поддерживать его или поддерживать с ним некий статус-кво, а России это надоело. Это, на мой взгляд, совершенно неправильная позиция, она очень часто дает обратный результат и никогда не дает прямой. Поэтому, собственно, Россия и хочет от Лукашенко дождаться некоего вменяемого ответа, вменяемого ответа не дожидается, и прекращение поставок нефти с этим связано. И я думаю, что если Лукашенко будет и дальше изображать непонимание, то со стороны России в отношениях с ним могут наступить реальные проблемы. Возможно, еще не сейчас.
— Насколько может хватить по времени разовых поставок?
— Думаю, что этого спокойно может хватить на месяц, даже немного больше. Полагаю, что стороны договорятся о чем-либо быстрее, потому что не в интересах ни одной из сторон сохранять такую ситуацию.
В России повышается ставка налога на добычу полезных ископаемых и снижается до полного обнуления экспортная пошлина. Белоруссии это крайне невыгодно, говорит заместитель генерального директора, аналитик Института национальной энергетики Александр Фролов.
Александр Фролов заместитель генерального директора, аналитик Института национальной энергетики «У нас повышается налог на добычу полезных ископаемых, точнее, ставка налога, и снижается до полного обнуления экспортная пошлина. Как это связано с Белоруссией? Самым прямым образом, о чем авторов чудесных поправок предупреждали еще давным-давно, в 2018 году, по проблемам с Белоруссией было понятно еще в тот момент. В Белоруссии есть два крупных нефтеперерабатывающих завода, нефть на которые они получают по очень выгодным условиям, без выплаты экспортной пошлины, то есть нефть для них стоит дешевле, чем для всех остальных. А так как два нефтеперерабатывающих завода обладают мощностью, кратно превышающей потребности самой Белоруссии, то значительная часть нефтепродуктов идет на экспорт. Ну и оцените маржу. Вы получаете нефть по крайне привлекательной цене, вы ее перерабатываете, вы получаете нефтепродукты, и маржа получается просто больше, чем у любого другого внешнего покупателя российской нефти. Таким образом, отчасти можно сказать, что Россия слегка дотирует белорусскую экономику. Соответственно, когда экспортная пошлина обнулится, Белоруссия окажется в тех же самых условиях, в которых любой другой покупатель российской нефти. И, соответственно, привилегированное положение Белоруссии и, что самое важное, деньги, которые она получает в текущих условиях, исчезнут. И проблемы закономерно начались. То есть белорусы, по сути, хотят получить условия, которые позволят им сохранять высокую маржинальность в своей нефтепереработке в изменившихся условиях поставок российской нефти. Есть достаточно забавное предложение, которое прозвучало в адрес Белоруссии: давайте, говорят, синхронизируем наши налоговые кодексы. Что за счет этого может получиться? За счет этого белорусы, конечно же, не получат более дешевой нефти, но они получат надбавки и отрицательные активы, которые были введены для поддержания прибыльности российской нефтепереработки и стабильности российской нефтепереработки в условиях большого налогового маневра. Ведь здесь надо оговориться, что эта чудесная схема, она вьется не только и не столько по нашим тесным взаимоотношениям с Белоруссией, она создает угрозу для российской же нефтепереработки. Потому что внутренние переработчики, что самое ироничное, оказываются в таких же условиях, как и внешние переработчики».
«Белоруснефть» заявила, что на рынке заморозка поставок сейчас не скажется. На НПЗ компании есть запасы, которых хватит минимум на десять дней, и дефицита, например бензина, в стране пока не предвидится.