Творческий бум на фоне драматических событий: 2019-й прошел под эгидой Года театра. Чем он запомнится?
Премьеры в Театре на Малой Бронной, «Гоголь-центре», Театре наций, громкие скандалы и кадровый дефолт, серьезные потери — ушли из жизни режиссеры Марк Захаров и Галина Волчек
Читать на полной версииЭтот год был щедрым на громкие премьеры. Началось все с «Барокко» Кирилла Серебренникова — тогда режиссер еще был под домашним арестом. Этот спектакль, поставленный по так называемым малявам, переданным через адвоката, Ассоциация театральных критиков в итоге назвала лучшим в этом году.
Вторая нашумевшая премьера в «Гоголь-центре», «Палачи» по пьесе Макдонаха, состоялась уже в сентябре, когда с Серебренникова была снята подписка о невыезде, а дело «Седьмой студии» вернули в прокуратуру.
«Палачи» — адаптация пьесы про правосудие в реалиях конца 1990-х — начала 2000-х. Вообще, попытка осмыслить девяностые на сцене — это, кажется, один из трендов. Все отмечают премьеру на эту тему под занавес 2019 года: Андрей Могучий выпустил в Театре наций «Сказку про последнего ангела». Очень яркое, интересное социальное, метафизическое, былинное высказывание.
В некоторой степени этот год стал сорокинским — в разных московских театрах появились сразу три заметные постановки по произведениям Владимира Сорокина. В театре «Практика» Юрий Квятковский поставил «Занос», Константин Богомолов на Таганке представил «Теллурию», а ближе к концу года, уже в Театре на Малой Бронной, где Богомолов теперь худрук, появилась «Норма» — работа Максима Диденко.
От назначения Богомолова на пост художественного руководителя многого ждали, и, видимо, не зря. За полгода он превратил один из так называемых винтажных московских театров в модное и обсуждаемое место. Премьеры — «Слово о полку Игореве» Кирилла Вытоптова и «Женщина-змея» Олега Долина — пока играют во Дворце на Яузе.
На основной сцене — ремонт. Год назад из Дворца на Яузе на Чистые пруды вернулся театр «Современник». Буквально на прошлой неделе театр осиротел — ушла Галина Борисовна Волчек. Быстро озвучили, что театр возглавит Виктор Рыжаков из Центра имени Мейерхольда. И это назначение означает, что у «Современника» есть шанс снова стать современным, считает театральный критик Глеб Ситковский.
Глеб Ситковский театральный критик «Мне кажется, неназначением этого года стало неназначение настоящего художественного руководителя, полноценного, в театр «Ленком» после смерти Марка Захарова. Потому что всем очевидно совершенно, что Марк Варшавер (директор театра), который стал как бы худруком, — это полумера, временный вариант. И комитету по культуре, который проявил малодушие в этой ситуации, не назначив действительно какого-то режиссера в этот театр, придется снова возвращаться к этой проблеме».
Очень заметными в этот праздничный для театра год стали театральные скандалы. Противостояние худрука МХАТа имени Горького Эдуарда Боякова и тех, кто поддерживает экс-худрука Татьяну Доронину, дошло до российского президента. Назначение Боякова многие называют ошибкой на фоне так называемого кадрового дефолта.
Много шума наделала идея объединения Ярославского театра драмы имени Волкова с петербургским Александринским. Ничего не вышло. Первый русский театр в итоге остался без директора и худрука — последний, известный режиссер Евгений Марчелли, ушел по собственному желанию.
Парадоксально, что в этот год такое количество уголовных дел вокруг театра, говорит главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова.
Марина Давыдова главный редактор журнала «Театр» «Помимо того что опять вернулось в суд дело «Седьмой студии», был арестован и до сих пор находится в СИЗО Александр Калинин, директор петербургского Большого театра кукол, были проведены обыски в театре «ФЭСТ» в Мытищах. Я уже не говорю о том, что были какие-то совершенно разрушительные процессы в провинции: драматический театр в Серове, например, был фактически уничтожен. Скандал был в Новосибирском городском театре Сергея Афанасьева. Одно из самых громких событий — это, конечно, отмена фестиваля «Территория» на Камчатке. Такое ощущение, что российский театр действительно сейчас в расцвете находится, с моей точки зрения. Но как-то это немножечко вопреки каким-то усилиям властей, особенно федеральных властей. Россия — страна каких-то контрастов. Но, скажем, по количеству фестивалей и гастролей минувший год был просто ошеломляющим. Я в качестве театрального критика вдруг поняла, что просто не понимаю, как мне разорваться на части и успеть посмотреть, а посмотреть хотелось многое».
Новый, 2020 год хотя и не будет театральным по названию, но готовит много козырей. В «Гоголь-центре» уже в январе покажут «Петровых в гриппе и вокруг него». Театр Олега Табакова, который за время руководства Владимира Машкова превратился в фабрику зрительских хитов, готовит постановку по пьесе Агаты Кристи «Десять маленьких индейцев».
Театр наций к концу сезона обещает спектакль «Горбачев» в постановке Алвиса Херманиса. Евгений Миронов сыграет Михаила Сергеевича, а Чулпан Хаматова — Раису Максимовну. Но одним из главных событий 2020 года называют премьеру в Большом театре в феврале — на Исторической сцене будет опера Римского-Корсакова «Садко» в постановке Дмитрия Чернякова.