Китайского биолога Хэ Цзянькуя приговорили к трем годам лишения свободы и штрафу в 430 тысяч долларов по обвинению в незаконном редактировании генома эмбриона человека, сообщает South China Morning Post.

В ноябре прошлого года биолог объявил, что отредактировал гены двух младенцев для невосприимчивости к ВИЧ. В Китае и большинстве стран мира это запрещено. Китайский генетик привлек восемь пар добровольцев, в которых мужчины были больны ВИЧ, а женщины здоровы. К моменту, когда история получила широкий резонанс, родились только две девочки, а позже на свет появился еще один ребенок. О судьбе, состоянии и местонахождении детей ничего не известно.

Научное сообщество осудило работу ученого. По словам специалистов, редактирование генома эмбрионов могло привести к нежелательным мутациям. Какие риски и последствия представляет методика изменения генов, рассказывает заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН Константин Северинов.

Константин Северинов заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН «Здесь две проблемы. Первое, что совершенно невозможно показать, — безопасность такой процедуры, потому что стандартный медицинский принцип — не навреди. Чтобы гарантировать безопасность процедуры, обычно вы много раз что-то пробуете и изменяете каким-то образом условия, чтобы наконец найти оптимальные. На животных это ровно так делается — генетическое редактирование животных и сельскохозяйственных растений вполне широко уже распространено. Если в таких опытах с эмбрионом животного, который вы отредактировали, что-то не то, то просто родился мертвый теленок или с двумя головами, это никого не волнует. Но если вы делаете такие же опыты на людях, то у вас, по-видимому, будут возникать люди, пораженные тяжелым образом, потому что процедура пошла не так, как надо. Здесь возникает этическая проблема, поэтому делать так нельзя. Другой вопрос: совершенно непонятно, как же подобрать условия для того, чтобы редактировать людей по-хорошему, потому что действительно опыты на животных не показательны в данном случае, все равно придется делать на людях. И конкретно этот деятель просто делал свои опыты, не заручившись необходимыми разрешениями этических комитетов, но в его оправдание нужно сказать, что ни один этический комитет никогда бы не разрешил такой опыт, опять же по той самой причине, что невозможно было гарантировать безопасность процедуры».

Китайские ученые уже не в первый раз оказываются в центре скандала с использованием технологии генного редактирования на людях. В январе этого года The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники сообщила, что как минимум с 2015 года в КНР такой метод испытывали на больных раком и ВИЧ. В результате экспериментального лечения умерли 15 человек. Тогда ученые утверждали, что причиной смертей стали хронические заболевания участников исследования, а не использованная методика лечения.

Сам Хэ Цзянькуй, отвечая на обвинения из зала суда в «безответственности» и в «непросчете побочных эффектов редактирования детских генов», отметил, что «люди с ВИЧ нуждаются в помощи, нужно проявить сострадание к миллионам семей с этим заболеванием, и, если есть технологии, чтобы эту помощь оказать раньше, тогда можно спасти большее число людей». С ним солидарен и профессор, заведующий лабораторией клеточных технологий Института общей генетики имени Вавилова Сергей Киселев.

Сергей Киселев профессор, заведующий лабораторией клеточных технологий Института общей генетики имени Вавилова «С его стороны это был исключительно отважный поступок. Мутация очень часто встречается, например, в североевропейской популяции, и эта мутация обеспечивает североевропейской популяции защиту от инфекции, но эта мутация, этот вариант гена не встречается в китайской популяции, все это совсем не опасно. Во-вторых, в любом случае у каждого рожденного ребенка встречается как минимум 100 новых мутаций, которые отличают его от родителей. Ну хорошо, ну теперь мы получили 101 мутацию в среднем. Насколько это повлияет? На мой взгляд, это никак не повлияет, и основное нарушение, которое было допущено со стороны китайского ученого, это то, что он не согласовал свои действия надлежащим порядком. На самом деле, это, за исключением очень редких медицинских случаев, не является чем-то нужным и необходимым. Такие ограничения, наверное, накладываются, чтобы люди не занимались таким направленным собственным мутагенезом ради собственного удовольствия. Конечно, это надо делать, это надо разрешать, подобное геномное редактирование в данном конкретном случае является крайне необходимым и жизненно важным».

В США редактирование генов запрещено, за исключением лабораторных исследований. Китай на законодательном уровне также не допускает клонирования человека, но специального закона о редактировании генов в стране пока нет. При этом во многих странах уже есть базы данных геномов населения. Самая крупная — в Великобритании. Такие базы позволяют ученым быстрее восполнить пробелы в знаниях. Сейчас есть данные о более чем 22 тысячах генов, из них известны функции только семи тысяч.