Что тормозит подписание российско-украинских газовых соглашений?
В Вене пятые сутки продолжаются переговоры между «Газпромом» и «Нафтогазом». По словам представителя Киева, «борьба идет за каждую запятую»
Читать на полной версииОбновлено в 17:00
Дедлайн сорван, но переговоры по транзиту газа продолжаются. «Газпром» и Украина, пусть и с опозданием на сутки, подписали мировое соглашение, которое было условием заключения нового транзитного договора. В рамках соглашения с российской компании должны снять антимонопольные претензии почти на 7,5 млрд долларов, сообщил замминистра юстиции Украины Иван Лещина, не уточнив деталей сделки.
Протокол по газовому сотрудничеству, подписанный Россией и Украиной 20 декабря, предусматривал, что Киев в рамках мирового соглашения по антимонопольному спору откажется от всех претензий — они составляют около 7,4 млрд долларов, а «Газпром» отзовет свой иск из суда в Женеве. «Подписание соглашения открывает путь для заключения долгосрочных договоров на транспортировку газа между «Нафтогазом» и «Газпромом». Осталось ждать хороших новостей из Вены. Надеюсь, что уже недолго», — подытожил Лещина.
Ранее глава «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон заявил о завершении технических переговоров с «Газпромом». При этом в компании уточнили, что переговоры по транзиту газа в Вене продолжаются.
В Кремле считают, что прогнозировать итоги переговоров с Украиной по газу преждевременно. «Пока нечего сказать. Идут переговоры, ведется работа, она непростая. Пока не будем забегать вперед и делать какие-то прогнозы», — сказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Уполномоченные руководители «Газпрома» находятся в Вене для согласования пакета документов по транзиту газа в Европу. Об этом РБК сообщил представитель компании. Он отметил, что там также присутствуют руководители украинских компаний и министерств.
Переговоры России и Украины в Вене по газу шли все выходные и ночь на понедельник, 30 декабря, однако результата пока нет. Вечером 28 декабря глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев сообщил, что в переговорах есть определенный прогресс, но согласованных текстов соглашений пока нет — «борьба идет за каждую запятую».
Кабинет министров Украины 21 декабря 2019 года обнародовал документ под названием «Протокол встречи представителей Европейского союза, Украины и Российской Федерации, а также компаний этих стран (ООО «Оператор газотранспортной системы Украины», НАК «Нафтогаз Украины», ПАО «Газпром»)».
Было решено прописать в «пакете» соглашения об урегулировании юридических разногласий и определенные объемы транзита газа через территорию Украины. При этом с российской стороны предусматривается выплата «Газпромом» около 2,9 млрд долларов согласно решению Стокгольмского арбитража; продолжение транзита газа через территорию Украины на следующие пять лет в объемах: в 2020 году — 65 млрд кубометров, в последующие годы — по 40 млрд кубометров.
Украинские СМИ, в свою очередь, отметили, что позиции Украины как транзитного государства резко ухудшаются, валютные поступления и платежи в бюджет от транзита газа уменьшаются в несколько раз.
На начало переговорного процесса Украина имела среднегодовые доходы от транзита около 3 млрд долларов (соответственно, ежегодные суммарные платежи в бюджет от транзита газа составляли около 1,4 млрд долларов). То есть доходы от транзита обеспечивали почти 3% ВВП Украины.
При этом существовал прямой контракт с «Газпромом», в котором указывалось, что все спорные вопросы по транзиту газа будут решаться в Стокгольмском международном арбитраже.
После подписания контракта на транспортировку газа на вновь оговоренных условиях среднегодовой доход от транзита российского газа составит около 1,3 млрд долларов (уменьшится в 2,3 раза); ежегодные суммарные платежи в бюджет составят около 350 млн долларов (уменьшатся в четыре раза); и наконец, доход от транзита составит 1% ВВП Украины (уменьшится почти в три раза).
Теперь украинская сторона должна согласиться на отзыв всех арбитражных и судебных исков со стороны «Нафтогаза» к «Газпрому», в том числе от иска на 12,2 млрд долларов; снять аресты на имущество, активы и денежные средства ПАО «Газпром»; отказаться в будущем от всех возможных претензий по долгосрочным контрактам 2009 года; прекратить все текущие и, возможно, будущие требования к ПАО «Газпром», основанные на решении Антимонопольного комитета Украины № 18-р от 22 января 2016 года и соответствующем решении Хозяйственного суда Киева от 5 декабря 2016 года (суммарно около 7 млрд долларов).
И главное, заказчиком услуг транзита у оператора украинской ГТС вместо российского «Газпрома» теперь будет «Нафтогаз». Между ГТС и «Газпромом» не будет прямого контракта, и, как следствие, отстаивать спорные вопросы по транзиту газа в международном арбитраже ГТС не сможет. По сути, теперь все претензии относительно транзита нужно выставлять не «Газпрому», а «Нафтогазу».
О том, какие вопросы прежде всего продолжают обсуждать в Вене, рассуждает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Александр Фролов заместитель гендиректора Института национальной энергетики «Есть как минимум две проблемы. Первая — это конкретные показатели тарифов на прокачку газа, которые, с украинской точки зрения, должны быть больше текущих показателей, потому что прокачиваться будет меньше. А затраты на поддержание работоспособности газотранспортной системы остаются более или менее постоянными. И 40 млрд кубометров газа, гарантированных начиная с 2021 года, — это уже меньше точки безубыточности. С другой стороны, в протоколе по результатам переговоров указано следующее: тариф на прокачку газа должен быть конкурентоспособным и соответствовать тарифам на прокачку центральноевропейских и восточноевропейских компаний. Они примерно соответствуют либо ниже чуть-чуть даже текущих тарифов на транзит через Украину. Это первый момент, который сейчас обсуждается. А второй момент — скорее всего, камнем преткновения становится условие «качай или плати». То есть гарантированный объем прокачки, который был указан в текущем, еще действующем контракте, составлял 110 млрд кубометров газа, но при этом не было санкций на случай, если эти объемы не прокачиваются. Не было предусмотрено формулы «качай или плати». Но, как известно, Стокгольмский арбитраж принял решение таким образом, как будто данная формула была прописана. Я думаю, сейчас юристы и руководство «Газпрома» будут настаивать на том, чтобы формула «качай или плати» была четко прописана в контракте, чтобы не было никакой вероятности, что какой-то суд может волюнтаристским образом взять да и посчитать некий долг по отсутствовавшей в контракте формуле».
Развитие событий ожидается днем 30 декабря. Заключат ли стороны соглашение до нового года, комментирует украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» Вадим Карасев.
Переговоры по существу начались после встречи в «нормандском формате», то есть всего лишь три недели назад. Учитывая сложность вопросов, все-таки идет их поступательное решение, считает замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
Алексей Гривач замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности «Большой объем и переговорной, и чисто юридической выверяющей работы, чтобы потом не возникли более серьезные проблемы и опять стороны не ушли в конфликт. Такая вероятность есть и по политическим причинам, и по чисто юридическим причинам. Основная задача — это не допустить срыва транзита. Похоже, все-таки идет к тому, что удастся достичь этой задачи-максимум. Могут быть какие-то нюансы — это произойдет с боем курантов и с бокалами шампанского или все-таки чуть пораньше. Наверное, сами переговорщики заинтересованы в том, чтобы быстрее это завершить, но есть объективные обстоятельства. В целом, вы видите, нет острой пикировки в информационном поле, это значит, что все-таки конструктивная работа продолжается, не считая, конечно, выступления господина Коболева, который все-таки выключен из процесса переговоров».
Договоренности по транзиту российского газа через Украину в Европу, включая выплату «Газпромом» 2,9 млрд долларов «Нафтогазу» по вердикту Стокгольмского арбитража, стали тяжелым решением для российской стороны, однако позволили избежать худшего сценария. Об этом заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак в интервью программе «Вести недели» на телеканале «Россия-1». «Был выбор такой: между плохим и очень плохим. 2,9 млрд долларов для «Газпрома», для нашей страны — тяжелое решение, — сказал он. — Но все вместе мы можем потерять значительно больше, несопоставимые суммы».