Правительство Украины одобрило мировое соглашение с «Газпромом». Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте кабмина. Ранее Москва и Киев договорились о новом контракте на транзит российского газа, что зафиксировано в протоколе, принятом на переговорах в Минске 20 декабря. В нем также есть формула урегулирования взаимных претензий. Согласно пакетному соглашению «Газпром» уже выплатил «Нафтогазу» почти 3 млрд долларов по вынесенным решениям Стокгольмского арбитражного суда. А правительство Украины согласилось снять с российского концерна антимонопольные претензии почти на 7,5 млрд долларов.

Независимый эксперт Дмитрий Лютягин надеется, что проблем с транзитом через Украину в начале года не будет.

— Протокол, что был подписан в Минске, на сегодняшний момент исполняется. Безусловно, этот контракт достаточно сложный и многосторонний, потому что касается не только бизнес-части по большому счету, когда нужно договориться о тарифах, сроках, объемах и все это запарафировать и положить в международный договор. Это еще и работа с сопутствующими договоренностями, которые не являются коммерческой стороной вопроса, связанной именно с куплей-продажей газа или его транспортировкой и транзитом. Это вещь, связанная с отказом от взаимных претензий судебного плана. Причем часть, по которой уже есть и решения судов, есть и апелляции, то есть достаточно комплексный аспект.

— Даже если все подпишут, все равно проблемы с транзитом в начале года могут возникнуть?

— Думаю, что, наверное, с технической точки зрения и объемов проблем возникнуть не должно. Транзит российского газа будет продолжаться через территорию Украины. Вопрос, связанный с документарным и юридическим оформлением, конечно, будет иметь место. И соответствующий новостной фон, я думаю, мы будем иметь в начале года.

С минувшего четверга Россия и Украина продолжают переговоры по газу в Вене. Подробности пока неизвестны. Как сообщил гендиректор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон, консультации могут затянуться до воскресенья. Ранее предполагалось, что все документы, включая новый договор о транзите, подпишут до Нового года. О том, какие вопросы могут обсуждать в Вене, рассуждает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Александр Фролов заместитель гендиректора Института национальной энергетики «Есть как минимум две проблемы. Первая — это конкретные показатели тарифов на прокачку газа, которые, с украинской точки зрения, должны быть больше текущих показателей, потому что прокачиваться будет меньше. А затраты на поддержание работоспособности газотранспортной системы остаются более или менее постоянными. И 40 млрд кубометров газа, гарантированных начиная с 2021 года, это уже меньше точки безубыточности. С другой стороны, в протоколе по результатам переговоров указано следующее: тариф на прокачку газа должен быть конкурентоспособным и соответствовать тарифам на прокачку центральноевропейских и восточноевропейских компаний. Они примерно соответствуют либо ниже чуть-чуть даже текущих тарифов на транзит через Украину. Это первый момент, который сейчас обсуждается. А второй момент скорее всего, камнем преткновения становится условие «качай или плати». То есть гарантированный объем прокачки, который был указан в текущем, еще действующем контракте, составлял 110 млрд кубометров газа, но при этом не было санкций на случай, если эти объемы не прокачиваются. Не было предусмотрено формулы «качай или плати». Но, как известно, Стокгольмский арбитраж принял решение таким образом, как будто данная формула была прописана. Я думаю, сейчас юристы и руководство «Газпрома» будут настаивать на том, чтобы формула «качай или плати» была четко прописана в контракте, чтобы не было никакой вероятности, что какой-то суд может волюнтаристским образом взять да и посчитать некий долг по отсутствовавшей в контракте формуле».

Согласно Минскому протоколу, новый транзитный контракт будет заключен на пять лет с возможностью продления на десять лет. Объем поставок российского газа через Украину в страны Европы в 2020 году составит 65 млрд кубометров, а в последущие годы — 40 млрд.