Как индексация утильсбора повлияет на российский авторынок?
В Минпромторге заявили, что увеличение утилизационного сбора не приведет к росту цен на отечественные машины. Впрочем, на автовладельцах это все-таки отразится, отмечают эксперты
Читать на полной версииРазмер утилизационного сбора не менялся с 2018 года. Новая индексация коснется главным образом легковых автомобилей. Для малолитражек объемом двигателя до одного литра он вырастет на 46%, с двигателем один-два литра — на 112%, от двух до трех литров — на 123,5%. А на машины с двигателем от 3,5 литра утилизационный сбор вырастет сразу на 145%.
Все это приведет к росту розничных цен, в особенности на импорт, уверен генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.
Дмитрий Чумаков генеральный директор Vector Market Research «Если говорить о компенсации утилизационного сбора, она распространяется на производства, которые соответствуют установленным требованиям по уровню локализации. Часть, которая будет переложена на плечи покупателя, это, безусловно, решение производителей, но я думаю, это будет измеряться несколькими десятками тысяч рублей».
Японская Subaru уже предупредила об увеличении стоимости своих авто в России. С нового года рекомендованные розничные цены на них вырастут на 3-6% в зависимости от модели и комплектации. О планах повысить цены сообщали ранее Volvo и BMW.
Утилизационный сбор ввели для защиты российского автопрома в 2012 году. Сначала его платили только импортеры, но после вмешательства ВТО он распространился и на российские заводы и сборочные площадки. Правда, им государство компенсирует 100% утильсбора, то есть на внутреннем рынке у них сохраняется преимущество перед зарубежными автопроизводителями. «АвтоВАЗу», очевидно, это идет на пользу, а вот автолюбителям — не всегда, комментирует вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Утилизационный сбор в сочетании с изменившейся политикой государства в сфере поддержки автопроизводителей, переход на режим промсборки и так далее, специнвестконтракты, попытки повышать локализацию приводят к тому, что с российского рынка уходят игроки. Ушел Ford, уйдет Datsun, под вопросом Nissan, Mitsubishi, Peugeot — Citroen, если им не получится загрузить свои заводы. Так что мы в итоге со всей этой политикой придем к тому, что на рынке будет несколько доминирующих автопроизводителей, у каждого из которых в палитре всего по несколько моделей. И о широте выбора никакой речи идти просто не будет».
В ноябре глава Минпромтога Денис Мантуров говорил, что не ожидает роста цен на машины российского производства из-за индексации утильсбора. Правда, на тот момент еще обсуждались варианты компенсации отечественным производителям. В конце декабря стало известно, что 100-процентную субсидию на сбор решили отменить. В 2020 году автопроизводители смогут гарантированно получить субсидию лишь на половину сбора. Так что, скорее всего, подорожают и отечественные авто. По оценкам ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), в 2020 году машины локальной сборки вырастут в цене на 1-1,5%.