«Полетостыд»: мир захватывает мода на отказ от авиаперелетов
По оценкам швейцарского UBS, тренд может привести к двукратному замедлению рынка пассажирской авиации. Почему люди отказываются от перелетов и насколько глобален феномен?
Читать на полной версииFlygskam — так моду на отказ от авиаперелетов называют на родине тренда, в Швеции. Составной неологизм переводится как «стыд от перелетов» — flight shame по-английски или что-то вроде «полетостыда» по-русски. Термин обозначает все большее внимание целевой аудитории авиакомпаний к последствиям перелетов для окружающей среды, так называемому углеродному отпечатку.
Об адептах стремительно растущего движения рассказывают крупнейшие западные издания. Журналист The Washington Post проехал по Европе с жителем Швеции по имени Йохан Хилм. Тот предпочел двухчасовому перелету из Стокгольма в Альпы 30-часовое путешествие на поезде, автобусе и пароме. Рассказывает глава бюро издания в Брюсселе Майкл Бернбаум:
Дошло до того, что о поддержке движения «полетостыда» начали заявлять авиаперевозчики. Голландская KLM запустила кампанию «Летайте ответственно»: пассажирам советуют компенсировать углеродный отпечаток пожертвованиями экологическим НКО, больше ездить на поезде или просто отказываться от путешествий в пользу дистанционного общения. Парадоксальную инициативу комментирует авиаобозреватель NPR Сет Каплан в эфире CGTN:
Почти равноценной заменой авиаперевозкам, как считают представители движения, мог бы стать Hyperloop — перспективная технология сверхбыстрого перемещения капсул с пассажирами в вакуумных тоннелях, популяризированная Илоном Маском. Разработкой технологии занимаются более десяти компаний, однако пока ни одного коммерческого проекта Hyperloop построено не было.
Другая экологичная альтернатива — электрическая авиация. В начале месяца канадская компания Harbour Air похвасталась запуском «первого коммерческого электрического рейса» — правда, пока это только гидросамолет со 160-километровой дальностью полета. Как заявил глава компании Рой Ганзарски, «дальность полета пока не та, о какой можно мечтать, но для начала революции этого достаточно».