Всех на такси не пересажаешь! Комментарий Георгия Бовта
«Выход чиновничья корпорация, скорее всего, найдет: у нее же есть опыт передачи на аутсорсинг, скажем, организации командировок — от закупки билетов до бронирования гостиниц», — полагает политолог
Читать на полной версииНа днях первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов рассказал о планах властей начать использовать агрегаторы такси для передвижения чиновников вместо закупки и обслуживания для них автомобилей. Он добавил, что это предложение рассматривалось на бюджетной комиссии правительства по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов и что такое предложение около двух лет уже разрабатывал Минфин. «Но в то время выяснилось, что использование агрегаторов было дороже, нежели если бы закупать автомобили и нанимать водителей», — отметил министр. А теперь агрегаторы подешевели, поэтому этот вариант можно рассматривать как более конкурентоспособный. Пересадят ли чиновников на такси?
Кто только куда не пытался пересадить наших чиновников. Многие еще помнят, как в бытность вице-премьером Борис Немцов пытался пересадить их на отечественные авто. Не смог. Возможно, частично эта инициатива, высмеянная в олигархических СМИ, стоила ему должности. Потом чиновников пытались пересадить на машины не дороже 2,5 млн рублей. В 2016 году Дмитрий Медведев ввел ограничения для госзакупок в интересах чиновников: и по мощности, и по цене автомобилей — до 200 лошадиных сил и до этих самых 2,5 млн рублей, которые в том числе должны были распространяться на услуги аренды, лизинга и вызова такси.
Однако обыватель по-прежнему видит, что чиновники передвигаются на вполне приличных машинах, и их автопарк отнюдь не оскудевает. А если кого-то и удалось куда-то пересадить, то разве что на скамью подсудимых — за коррупцию. Но это все же исключения из общих номенклатурных правил. Согласно которым всякий сколь-либо значимый российский чиновник должен непременно передвигаться с «водилой», который прикрывал бы номер бумажкой на платной парковке, а не быть самому за рулем. А всякий чиновник важный и важнейший должен вообще ездить как феодал, перед ним должны расступаться холопы, в смысле перекрывать для него улицы.
И если в чьем-то наивном воображении сейчас рисуется вице-премьер Силуанов, выходящий уставший с работы и начинающий тыкать пальцем в смартфон с предустановленным отечественным ПО, чтобы побаловать себя не экономклассом а аж целым «комфортом», то такой фантазер, конечно, в своих грезах покушается на основы основ российской бюрократии. Хотя во многих странах, куда богаче наших, министры уровня Силуанова вполне спокойно передвигаются на общественном транспорте и даже, страшно сказать, на велосипедах.
Вице-премьеров, да и министров, разумеется, «таксовизация» чиновничества не коснется. Они ведь у нас «особо охраняемые лица». А вдруг в такси того же «Яндекса», который пока еще формально не российская и тем более не государственная фирма, будет какой-нибудь Джамшут с водительскими правами одной из среднеазиатских республик? А вдруг он подслушает и даже запишет важный разговор и сольет его в ЦРУ?
Пересадить на агрегаторы могут, конечно, чиновников рангом сильно ниже. То есть совсем мелких. Но ведь и они порой имеют доступ к какой-то закрытой информации, надо и им, видимо, обеспечить таких «таксистов», каковой образ был отлично создан в известной комедии Гайдая «Бриллиантовая рука» в лице эдакого Николая Ивановича. Который «откуда надо» Николай Иванович.
Впрочем, выход чиновничья корпорация, скорее всего, найдет другой. У нее же есть опыт передачи на аутсорсинг, скажем, организации командировок — от закупки билетов до бронирования гостиниц. По собственному опыту работы во всяких пресс-пулах помню, что, как правило, при соответствующем ведомстве работает одна и та же компания. Которая, сколько помню, находила всякий раз такие несусветные цены на отели и авиабилеты, которые надо было именно специально искать по критерию самой их большой дороговизны. Помните относительно недавний скандал с министром Мантуровым, которого заметили в том, что для него бронировали не просто самые дорогие гостиничные номера, но даже их можно было на каком-нибудь Booking.com найти в несколько раз дешевле, чем выставлялись счета? В принципе, с такси можно соорудить примерно такие же схемы. Найти «доверенного агрегатора» или создать даже таковой под родственника начальника. Он и будет «прикреплен» к соответствующему ведомству, заключит с ним контракт, умеющие люди скажут, как нужно грамотно составить тендерное задание. И поехали! Можно отчитаться о свершившемся акте демократизации и якобы бюджетной экономии вышестоящему начальству. Которое, в свою очередь, будет эти отчеты читать на мягком заднем сиденье роскошного авто, передвигаясь с мигалкой по перекрытым улицам.