Во время ареста генерала ФТС следователь рассказал о золотых слитках и найденной валюте
Пока Александру Кизлыку вменяется два эпизода злоупотребления полномочиями, один из которых связан с отказом в возбуждении дела о контрабанде валюты против жены российского посла в Кении. Однако еще у него нашли более 600 тысяч долларов и 600 тысяч евро, золотые слитки и люксовые часы
Читать на полной версииБасманный суд столицы арестовал начальника управления таможенных расследований и дознания Федеральной таможенной службы генерал-лейтенанта Александра Кизлыка. Его обвинили в двух эпизодах злоупотребления полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ). Однако, судя по всему, на этом Следственный комитет останавливаться не собирается. По данным руководителя следственной группы подполковника юстиции Дмитрия Аверьянова, в настоящее время генерал проверяется на причастность к другим коррупционным преступлениям. При обыске у него нашли более 600 тысяч долларов и 600 тысяч евро, а также свыше килограмма золотых слитков и часы люксовых марок.
На рассмотрение ходатайства следствия 60-летнего Александра Кизлыка доставили без наручников. Его сопровождали двое оперативников в шапках-балаклавах. Одетый в спортивный костюм и черную куртку генерал шел по коридору прогулочным шагом. Когда приставы позвали в зал родственников, оказалось, что поддержать его никто не пришел.
Адвокат Кизлыка первым делом приобщил к делу справку о том, что его подзащитному, страдающему сахарным диабетом второго типа, требуется постоянное наблюдение врачей и прием лекарств. Однако в дальнейшем особого акцента на здоровье своего клиента он делать не стал.
Два эпизода
Как следовало из материалов уголовного дела, задержанному накануне высокопоставленному сотруднику таможни предъявили обвинение в двух эпизодах злоупотребления должностными полномочиями, повлекшего тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК РФ), за каждый из которых ему грозит до 10 лет лишения свободы. «В частности, он обвиняется в том, что его действия способствовали освобождению от уголовной ответственности, а также существенному занижению административного штрафа лицам, незаконно перемещавшим иностранную валюту в крупном размере, то есть совершившим контрабанду денежных средств», — заявил следователь. По его словам, в результате действий генерала некий предприниматель по фамилии Степанов, который 6 марта 2019 года незаконно ввез в РФ валюту, по решению Внуковской таможни от 22 апреля отделался уплатой штрафа в четверть суммы. Остальные деньги ему просто вернули. О какой сумме идет речь, не называлось. В дальнейшем Степанова признали по делу Кизлыка потерпевшим.
Также следствие полагает, что Кизлык имел отношение к тому, что в отношении супруги посла РФ в Кении Дмитрия Максимычева 22 июня 2019 года было вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Женщина при ввозе на родину не задекларировала более 50 тысяч долларов. При этом 19 октября в отношении жены дипломата все же завели дело, следовало из оглашенных в суде документов.
Настаивая на аресте генерала, следователь Аверьянов отмечал, что Кизлык обвиняется в совершении тяжких преступлений. И хотя свою вину он не признал, его причастность к ним подтверждается показаниями свидетелей, в том числе из числа сотрудников ФТС, а также прослушкой телефонных переговоров, в том числе с его заместителем Алексеем Серебро.
Связи «наверху»
Следователь добавил, что Кизлык долгое время возглавлял управление Генпрокуратуры по надзору за процессуальной деятельностью органов прокуратуры, МВД, юстиции по исполнению таможенного законодательства. По его мнению, используя свои связи среди высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов, фигурант может скрыться или помешать расследованию. Прокурор счел ходатайство следствия «мотивированным и обоснованным» и просил его удовлетворить. В свою очередь, защитник фигуранта назвал голословными доводы следствия о том, что фигурант может скрыться или станет давить на свидетелей.
Он подчеркнул, что аргументы следствия основаны лишь на том, что генерал занимает высокопоставленную должность в ФТС, а также на оперативной справке, которая гласила, что он ездил в турпоездки за границу. «Следователь сказал, что имеются свидетельские показания на Кизлыка. Но я изучил представленные документы и выяснил, что нет ни одного показания ни одного лица о его причастности к инкриминируемым деяниям», — указал защитник.
«С учетом преклонного возраста, заслуг перед государством» и состояния здоровья он просил отправить генерала под домашний арест в его квартире на проспекте Мира или в доме в подмосковных Мытищах, оформленном на его жену Елену.
Объяснения генерала
Подследственный просьбу поддержал, а также высказался относительно предъявленного обвинения. Он отметил, что сотрудники Внуковской таможни действовали «в рамках закона». По его версии, они имели право не возбуждать уголовное дело о контрабанде валюты, а ограничиться административным наказанием.
«Такая норма предусмотрена и считается ниже низшего предела. Это в рамках закона. Внуковская таможня приняла решение в соответствии с действующим законодательством», — сказал обвиняемый. Он обратил внимание суда на то, что постановление о назначении наказания было отменено управлением по таможенным расследованиям ФТС по протесту межрегионального транспортного прокурора в связи с тем, что возбуждено уголовное дело. «Прокурор не ставит вопрос о том, что было вынесено незаконное решение», — сказал Кизлык. Он утверждал, что не был наделен полномочиями «давать какие-то обязательные указания сотрудникам Внуковской таможни».
«Что касается отказа в возбуждении дела в отношении жены посла, то, когда стали разбираться, оказалось, что она находилась в болезненном состоянии», — продолжил генерал. По его словам, женщина знала, что должна была пройти по «красному коридору» и задекларировать деньги, но была в «неадекватном состоянии» и пошла по «зеленому коридору». «Дознаватель принял такое решение, которое было утверждено прокурором. Каких-либо указаний о принятии незаконных решений не было», — заверил Кизлык.
Когда же судья спросила мнение следователя относительно возможности избрания обвиняемому домашнего ареста, тот выступил против и привел сенсационные подробности задержания генерала. Он отметил, что в ходе обыска в доме в подмосковных Мытищах у сотрудника ФТС «было изъято большое количество денежных средств, происхождение которых господин Кизлык объяснить не смог». В частности, там нашли более 600 тысяч евро и 600 тысяч долларов, более килограмма золотых слитков, а также часы люксовых брендов. «Кизлык проверяется также на причастность к совершению иных преступлений», — сообщил следователь.
В итоге, пробыв в совещательной комнате 40 минут, судья Галина Графова удовлетворила просьбу следствия и заключила генерала в СИЗО до 22 февраля 2020 года.
После шести вечера другая судья, Валентина Левашова, приступила к рассмотрению ходатайства СКР об аресте его заместителя Алексея Серебро, а спустя два часа санкционировала его арест. По уголовному делу вместе с Кизлыком и Серебро проходят еще трое: два заместителя начальников Домодедовской и Внуковской таможен Юрий Черкашин и Константин Мишин, а также старший дознаватель по особо важным делам отдела следствия и дознания Домодедовской таможни Андрей Шурыгин. Им также инкриминируется статья 285 УК РФ. С ходатайствами об их заключении под стражу следствие планирует обратиться в суд 25 декабря.