В чьих руках санкции против России? Комментарий Георгия Бовта
«Новый закон может серьезно усилить санкционное давление. Однако практическое осуществление санкционной политики зависит все же от администрации. Именно она может обозначать — или не обозначать — конкретных фигурантов», — считает политолог
Читать на полной версииНа сайте Конгресса США появилась расширенная и дополненная версия санкционного законопроекта, прозванного как «санкции из ада». В законопроекте DASKA (английская аббревиатура названия Defending American Security from Kremlin Aggression Act of 2019 («Акт о защите американской безопасности от Кремлевской агрессии») предусмотрена процедура введения финансовых, визовых и иных ограничений в отношении госбанков, суверенного долга, инвестиций в российские СПГ-проекты за рубежом, но также энергетические проекты внутри самой России, как и против судостроительных компаний. Предусмотрены ограничительные меры против российских олигархов и политиков, приближенных к президенту Владимиру Путину, а также членов их семей. Таковые санкций могут быть введены, прежде всего, за вмешательство в «демократические процессы в США», причем не только в выборы, за «агрессию против Украины», за совершение убийств в интересах российского государства на территории США и других стран НАТО, а также по целому ряду других обстоятельств. Насколько все серьезно и имеет шанс на воплощение в жизнь?
Введению санкций по той или иной причине должен предшествовать доклад главы национальной разведки, как в случае с вмешательством в демократические процессы в США, причем не обязательно в выборы, либо Госдепартамента, как в случае с Украиной, где надо будет доложить, участвует ли Россия в военных действиях против нее. Через 180, 90 или 45 дней, как в последнем случае, после принятия закона, с последующими регулярными докладами через установленный срок. По Украине, скажем, доклады должны представляться каждые три месяца. Тем самым утверждается режим регулярного мониторинга. В случае подозрительного убийства или покушения по типу Скрипалей санкции могут быть введены через 90 дней после такого события, если подозрение падет на Москву. Но не задним числом.
Законопроект обязывает Белый дом также подготовить отдельные доклады о деятельности предпринимателя Евгения Пригожина и связанных с ним структур, о расследовании убийства Бориса Немцова, об имуществе Владимира Путина, о «подрывной деятельности» российских агентов в Африке, о реальной готовности России изгнать иранские подразделения из Сирии, о соблюдении Россией мер по нераспространению химического и бактериологического оружия и даже о мерах противодействия со стороны США «злоупотреблениям» со стороны Москвы правом вето в Совбезе ООН. Отдельный доклад ждут на тему российских запросов по политическим мотивам в Интерпол. По итогам этих докладов тоже могут возникнуть санкции.
Через полгода после принятия закона должен быть подготовлен обновленный «кремлевский список» олигархов и политиков, замешанных в коррупции, а также, как сказано, в деятельности «в интересах Владимира Путина». Могут быть наложены ограничения на существенные инвестиции в зарубежные российские СПГ-проекты, а также в нефте- и газовые разработки с долей государства более 33%, равно как и на инвестиции во все нефтеразработки внутри России в размере более 1 млн долларов, в случае установления фактов вмешательства в демократические процессы в США.
Аналогичные ограничения коснутся госбанков по списку, составляемому Белым домом. Тогда как запрет на приобретение новых эмиссий суверенного долга увязан с установлением факта «вредоносной киберактивности» со стороны российских государственных или окологосударственных структур.
Появилась новая статья — о санкциях за воспрепятствование свободе навигации в Керченском проливе, о чем Госдепартамент должен доложить через полгода после принятия закона. Что, по сути, может подтолкнуть Украину на провокации, дабы подставить Москву под американский удар. Также через три месяца после принятия закона Госдепартамент должен доложить, является ли Россия спонсором международного терроризма.
Новый закон может серьезно усилить санкционное давление. Однако практическое осуществление санкционной политики зависит все же от администрации. Именно она может обозначать — или не обозначать — конкретных фигурантов, банки, компании, а также прописывать исключения из санкционного режима. Конгресс прописал пока только одно исключение — для сотрудничества «Роскосмоса» и NASA, в том числе по части ракетных двигателей. От администрации зависят и конкретные формулировки в тех или иных докладах. Белый дом уже вполне показал, как он может саботировать принятие новых санкций. Так, второй пакет «химических санкций», увязанных с отравлением Скрипалей, так и не вступил в силу, хотя дедлайн истек еще осенью 2018 года.
Однако возможности администрации тут не безграничны, особенно в эмоциональный предвыборный год. Поэтому Госдепартамент в 22-страничном письме в сенат уже выступил против законопроекта DASKA в его нынешнем виде. Считая его «чрезмерным», подрывающим союзничество с Европой, наносящим ущерб мировым энергетическому, финансовому и товарному рынкам, а также нацеленным на полную блокировку внешнеэкономических связей России, что в том числе нанесет удар по интересам американских банков и компаний. В письме также сказано, что Госдепу придется сертифицировать то, что еще не случилось, то есть, к примеру, подтверждать отсутствие вмешательства в демократические процессы. Так что вокруг законопроекта предстоит кулуарная борьба. Прежде всего, с целью оставить в руках именно администрации как можно больше рычагов давления и торга в отношении России по самому широкому кругу проблем.