Как и когда заработают американские «санкции из ада» против России?
Конгресс США опубликовал обновленную версию законопроекта о так называемых адских санкциях против России. Сенат проголосует по документу в январе, затем его еще должен подписать Трамп
Читать на полной версииАмериканский конгресс 18 декабря опубликовал обновленную версию законопроекта DASKA — так называемых адских санкций. Это отдельный пакет «О защите американской безопасности от агрессии Кремля».
Новые ограничения должны будут вступить в силу сразу после того, как документ подпишет президент США. DASKA предполагает введение санкций против России по двум основным причинам: вмешательство во внутреннюю политику Соединенных Штатов и агрессия против Украины. Так, санкции могут быть наложены на российские СПГ-проекты за рубежом. Документ также ограничивает иностранных инвесторов в покупке российского госдолга и запрещает долларовые расчеты с российскими банками. Речь идет о тех банках, которые, по мнению США, причастны к «вмешательству в демократические процессы».
Еще один новый раздел озаглавлен «Введение санкций с учетом убийств, совершенных Российской Федерацией на территории Соединенных Штатов и стран — участниц НАТО». В случае возможного вмешательства в политику США, это в течение 90 дней должна будет подтвердить разведка и Госдепартамент. Аналогичный принцип действует по санкциям из-за Украины, но в более короткий срок — 45 дней. В обоих случаях, если факт вмешательства России доказан не будет, санкции должны быть сняты, говорится в документе.
При каких условиях возможно введение этих санкций и насколько оправдывают они свое название? Комментирует политолог Георгий Бовт:
— Во-первых, вне зависимости от того, есть вмешательство или нет, Госдепартамент регулярно должен представлять конгрессу доклады на соответствующую тему. То есть устанавливается мониторинг. Значит, первый доклад должен ответить на вопрос, есть ли вмешательство. Причем это не только выборы, и не только прошлые, не только будущие. Это вообще, может быть, например Russia Today делала что-то в своих репортажах, что может быть сочтено вмешательством.
— То есть они могут найти сиюминутный сегодняшний повод, исходя из текущей информации?
— Да. Мне трудно в текущей ситуации представить ситуацию, когда Госдепартамент, обязанный представить такой доклад, представляет доклад, и в нем написано, что никакого вмешательства России нет, на Украине она не вмешивается, никого на территории стран НАТО не требует, вообще ведет себя идеально. Однако традиционно у исполнительной власти США есть право инициативы во внешней политике, и она, например, может оговорить, что это может быть, например, какой-нибудь Промсвязьбанк, который и так под санкциями находится. А Сбербанк туда не будет включен. Или, например, скажут, что против Сбербанка не надо вводить санкции, потому что от этого пострадают простые граждане России, а они о них заботятся. Опыт прошлых двух лет показывает: несмотря на жесткие законы конгресса, которые были приняты, и даже жесткий закон, который принял сам президент Трамп, введя первую серию так называемых химических санкций, потом ничего не делалось.
— Что касается Трампа, он вообще поставит свою подпись под новыми санкциями? У него выборы и масса других проблем.
— Подпишет, конечно. Там наберется более чем две трети, зачем ему идти на конфликт с конгрессом и с сенатом. Дело еще вот в чем. До сих пор, видимо, не давали хода санкциям, потому что, как говорят, лидер сенатского республиканского большинства Митч Макконнелл все это топил, тормозил, откладывал в пыльный задний ящик. А сейчас ему надо сплотить вокруг себя республиканцев — прежде всего для того, чтобы должным образом расправиться с процедурой импичмента Трампа. То есть не только снять обвинения, но и оправдать президента.
Как на опубликованный проект DASKA реагируют рынки? Комментирует директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитала» Владимир Брагин:
Владимир Брагин директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитала» «Новости про санкции, конечно, немного тревожат, особенно там есть фраза про импичмент и санкции, которые заложены в оборонный бюджет. Соответственно, одобрение комиссией по внешним отношениям этого проекта DASKA. Но, если мы посмотрим на это все более внимательно, то, конечно, ничего нового там особо не содержится. То есть вообще судьба этого законопроекта достаточно долгая, он движется очень медленно, и он в итоге может быть и не принят в этом составе конгресса и сената, поэтому ситуация довольно неоднозначная».
Законопроект DASKA, первая версия которого была представлена летом 2018 года, был внесен двумя республиканцами и тремя демократами, включая влиятельных сенаторов Линдси Грэма и Роберта Мендеса. Против новой версии DASKA проголосовали пятеро республиканцев в профильном комитете, включая его председателя Джима Риша. По данным Bloomberg, на заседании 18 декабря он предупредил о непредвиденных последствиях принятия этого законопроекта для американского бизнеса и заявил, что президент США наложит вето на такой документ.