«Гражданские самолеты Сухого» за год смогли продать всего один SSJ100
Причем согласно годовому плану продаж, необходимо было реализовать больше 20 лайнеров. Почему авиакомпании не покупают «Суперджеты»?
Читать на полной версииПо состоянию на середину декабря компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) смогла продать только один лайнер Sukhoi Superjet 100 за 2019 год, пишет РБК. При этом весной газета «Коммерсантъ» сообщала, что годовой план поставок самолетов составлял около 20–25 штук.
Иван восемь лет работает фрезеровщиком на новосибирском авиационном заводе имени Чкалова. Рассказывает, что с прошлого года ситуация на предприятии ухудшается. А причина проста — стало меньше заказов. Дело не только в Superjet, компоненты для которого делают на этом заводе. Его основная продукция — бомбардировщики Су-34. Были, кстати, сообщения, что производство этих самолетов вообще перенесут на Дальний Восток. Но и проблемы с SSJ100 тоже сыграли свою роль. Зарплаты снизились, говорит Иван:
«Влияет, конечно, все на зарплату в первую очередь. Зарплаты упали, народ убирают. В среднем зарплата 35 тысяч рублей, сейчас — 32-33 тысячи. Заказов нет, работы нет, завод стоит. А куда деваться? Больше особо-то никуда не денешься — у кого кредиты, у кого ипотеки. Обещают, что будет лучше. Ну, посмотрим».
Что касается Superjet, то не все так печально. Катастрофа в «Шереметьево», конечно, создала негативный фон. Но не для отрасли. От наших самолетов отказывались еще до аварии. Но из-за сложных переговоров между производителем и авиакомпанией вышло так, что в этом году продан пока всего один самолет. До конца года все-таки планируется, что их будет шесть. Но и это очень далеко от плана в 20-25 лайнеров. Одна из главных причин — это сложности с постпродажным обслуживанием. Прежде всего, с французскими двигателями, которые быстро выходят из строя. И пока поставят новые, самолеты простаивают, принося убытки эксплуатантам. Проблемы постепенно решаются. «Сухой» еще в прошлом году потратил большие деньги на резерв комплектующих. Но обычно авиапроизводители это делают заранее, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:
Олег Пантелеев исполнительный директор агентства «Авиапорт» «На мировом авиарынке считается хорошим тоном подготовиться к эксплуатации самолета заранее и иметь достаточное количество запчастей еще до того, как самолет начнет возить пассажиров. Увы, из-за проблем с оборотными средствами, «Гражданские самолеты Сухого» этот пласт работ в свое время осилить не смогли. И именно то, что они не были решены своевременно, сформировало у авиакомпаний недоверие к самолету».
Наконец, еще одна причина. Со следующего года обнуляется НДС на поставки самолетов и их компонентов. Поэтому, логично, что производитель перенес продажи на следующий год. К тому же, есть шансы, что появятся новые контракты на поставки лайнеров с Норвегией и Турцией. Хотя пока это лишь предварительные ни к чему не обязывающие договоренности.
Пополнить свой флот «Суперджетами» собиралась S7, но с условиями: сократить количество кресел, что сделает самолет экономичнее, и допустить специалистов авиакомпании к испытаниям. Минпромторг в итоге отказался выпускать маленький лайнер на 75 кресел. Кстати, в парке S7 уже есть 17 региональных самолетов Embraer — прямого конкурента Superjet. Что же касается Superjet, то совладелец авиакомпании Владислав Филев осенью в интервью «Ведомостям» сказал так: самолет неправильного размера превращается в пиявку, которая высасывает деньги.