Ашманов о ситуации с Nginx: Сысоев пришел в Rambler уже с этим проектом, все знали, что он его разработчик
Игорь Ашманов, возглавлявший Rambler до 2001 года, заявил Business FM, что претензии о нарушении исключительного права на веб-сервер Nginx — это «чистое рейдерство»
Читать на полной версииОбновлено в 18:26
Президент группы компаний Rambler до 2001 года Игорь Ашманов прокомментировал Business FM ситуацию с Nginx. Права на веб-сервер, который используют по всему миру, предъявила Rambler Group. В четверг, 12 декабря, прошли обыски в компании Nginx и дома у ее основателей: Максима Коновалова и Игоря Сысоева. Как рассказал Максим Коновалов Forbes, их допрашивали около четырех часов, забрали ноутбуки и телефоны.
Rambler утверждает, что Nginx — служебное произведение, разработкой которого с начала 2000-х годов в рамках трудовых отношений с Rambler занимался Игорь Сысоев. Поэтому любое использование этой программы без согласия Rambler Group — нарушение исключительного права, говорится в комментарии пресс-службы компании Business FM.
Однако непосредственные участники событий говорят, что все было иначе. Сысоев пришел в Rambler в 2000 году, уже имея этот проект. Все знали, что он его разработчик и что это open source, то есть бесплатный проект с открытым кодом, рассказал радиостанции президент группы компаний Rambler до 2001 года, глава компании «Крибрум», гендиректор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов.
Игорь Ашманов глава компании «Крибрум», гендиректор компании «Ашманов и партнеры», бывший президент группы компаний Rambler «То, что в Rambler работали ключевые разработчики этих технологий, было для Rambler крайне выгодно. То есть это одолжение, которое Сысоев или Бортунов делали Rambler. Это первое. Во-вторых, я его нанимал, мне его привели, сказали: крутой парень, нужен как сисадмин, и никто ему никакого задания по разработке, подписанного служебного задания и так далее не давал. Хотя тогда был другой Гражданский кодекс, тем не менее и потом никаких заданий ему не давали. Это все фривольный иск, то есть уголовное дело, вообще ни на чем не основанное. На мой взгляд, это чистое рейдерство. Причем там торчат уши, с моей точки зрения, реального рейдера. То есть Rambler рейдером не является, а вот пришедший к нему Сбербанк — один из самых крупных рейдеров в нашей стране. И вот это чисто рейдерский наезд, попытки захватить чужую интеллектуальную собственность».
Этим летом Сбербанк получил 46,5% Rambler Group. Является ли инициатором уголовного дела Сбербанк? Соответствующий запрос Business FM направила в банк. В пресс-службе банка подчеркнули, что ни Сбербанк, ни Rambler Group не имеют отношения к судебному иску к Nginx.
Пресс-служба Rambler подтвердила, что интернет-холдинг уступил права на предъявление претензий и исков, связанных с нарушением прав на Nginx, компании Lynwood Investments CY Ltd. Эта компания и обратилась в правоохранительные органы.
Ашманов и Коновалов считают, что конечная цель уголовного преследования — F5 Networks, которая весной этого года купила Nginx за 670 млн долларов. В 2011 году в Nginx проинвестировал венчурный фонд Runa Capital, позже он вовлек в сделку Майкла Делла из MSD Capital. Но на этапе инвестиций компания Rambler никакого интереса к этому проекту не проявляла и никакого права не заявляла.
Такое уголовное преследование — опасный кейс для инвесторов, говорит управляющий партнер Almaz Capital Partners, член совета фонда «Сколково» Александр Галицкий.
Александр Галицкий управляющий партнер Almaz Capital Partners, член совета фонда «Сколково» «Эту разработку начали использовать значительно раньше. Она была много-много лет как бесплатный код, который распространялся и стал популярным, и потом создали компанию, которая коммерциализировала, добавив определенный функционал для того, чтобы за нее платили. Это могла бы сделать любая другая компания. Все использовали это как свободно распространяемое программное обеспечение. Rambler тогда должен идти и предъявлять претензии всем, кто его использует. В своей новой компании он [Сысоев] как обычный пользователь взял публично доступное программное обеспечение и тем, что он обладал дополнительными знаниями, использовал это преимущество, чтобы дописать некие коммерческие вещи сверху, за которые компания Nginx стала брать деньги. Это очень плохо для инвесткомьюнити, потому что это совершенно неправильный подход».
Nginx обслуживает серверы не только таких российских сайтов, как Rambler, «Яндекс», Mail.ru, но и зарубежных, например Facebook. Станет ли Rambler предъявлять иски к ним, пока неизвестно. «Яндекс» уже заявил, что преследования за открытый код — это плохой сигнал для сообщества программистов. Но в России, кажется, все привыкли к этим рискам и решениям корпоративных споров через силовиков.