В первом интервью после выхода на свободу студент Высшей школы экономики Егор Жуков заявил, что хочет оправдать доверие к нему и продолжить политическую деятельность. Жуков 6 декабря получил три года условно за призывы к экстремизму с уточнением, что он не сможет вести свои сайты и блоги в течение двух лет.

Но может ли он с судимостью за экстремизм баллотироваться, например, в муниципальные депутаты или депутаты Мосгордумы? Ситуацию комментирует эксперт президентского Совета по правам человека, доктор юридических наук Илья Шаблинский.

Илья Шаблинский эксперт президентского Совета по правам человека, доктор юридических наук «Дело ведь не в том, что Егора Жукова осудили на три года, дело в том, что в принципе он не имеет права быть избранным, поскольку был осужден за совершение преступления экстремистской направленности. Неважно, на сколько лет, но есть такой пункт. И имеет неснятую или непогашенную судимость, а по решению Конституционного суда она бог знает сколько может так. Думаю, что где-то пять-десять лет, насколько помню. Но там еще надо посмотреть решение Конституционного суда, который должен был как-то эту норму признать неконституционной. Эта норма, на мой взгляд, совершенно противоречит конституции. У нас таким образом отсекли, правда на основе другого пункта этой же статьи, Алексея Навального от участия в выборах. Формально он когда-нибудь сможет, просто очень большой срок должен пройти. Да, это довольно большой срок, это прямо плодотворный, собственно, для политика срок, для начала политической деятельности. Формально да, сможет».

В уголовной статье за призывы к экстремизму в интернете, по которой приговорили Жукова, указано, что к сроку наказания может прилагаться запрет на занятие определенной деятельностью, в том числе и политической. Но в приговоре Жукова такой пометки нет.

Член Центральной избирательной комиссии России Евгений Колюшин сказал Business FM, что после снятия судимости кандидат может попробовать зарегистрироваться, но его будут особо тщательно проверять.

— До пяти лет она не считается тяжкой. Человек в избирательных правах не поражается, и он должен это указывать.

— Это не вызовет какие-то вопросы? Ну как бы статья такая.

— Вопросы однозначно вызовет, и будет решаться вопрос, имеет ли он право вообще избираться или нет. А если не укажет, то сразу же отказ в регистрации.

После региональных выборов в сентябре стало известно о непогашенной судимости за подделку документов сенатора от Хабаровского края Дмитрия Приятнова. Он уже ушел в отставку. А кандидат в депутаты Мосгордумы коммунист Владислав Колмагоров, которого в свое время поддержал Илья Яшин, сам снялся с выборов: он признал, что у него есть погашенная судимость, которую он не указал при регистрации.

Запрещено баллотироваться только с непогашенными тяжкими и особо тяжкими статьями, рассказывает президент Ассоциации политических юристов Роман Смирнов.

— Те люди, у которых была судимость, и через десять лет после, соответственно, как эта судимость снята или погашена, кандидат ограничен, если эта судимость тяжкая. Если говорить об особо тяжких статьях, это 15 лет. То есть после этого кандидат не может баллотироваться. Вернее, баллотироваться он может, но ему будет отказано в регистрации избирательной комиссией. Плюс есть по административному те дела, которые связаны не с избирательными нарушениями и с экстремизмом. Соответственно, по этим статьям, если кандидат получил зафиксированное административное правонарушение с протоколом постановления и не обжаловал его, то есть он не признан по данным делам невиновным, то это тоже ограничивает его в правах. Есть здесь нюанс: у него же статья не просто тяжкая, у него статья, связанная с экстремизмом, там тоже действует достаточно жесткое ограничение, в том числе даже по административке. Логика именно такая, что эти статьи для избирательного законодательства дополнительные отягчающие последствия несут, потому что человек получил приговор не просто по обычным уголовным статьям, за мошенничество или по каким-то чисто криминальным статьям, а человек уже покушался на основы государственной власти. С этой точки зрения, конечно, есть ограничения. Но последнее дело, главное ограничение — это 10-15 лет опять же по тяжким и особо тяжким.

— И это касается любых выборов — муниципальные депутаты, Дума, президент?

— Да. Это прописано в федеральном законе, и, соответственно, в федеральном законе это ограничение есть.

На региональных выборах в прошлом году из 52 тысяч зарегистрированных кандидатов более тысячи имели судимость. Больше всего судимостей было среди самовыдвиженцев — почти 5%. В основном это статьи средней тяжести: кража, хулиганство, нарушение ПДД.