За ролики на YouTube студент Егор Жуков получил три года условно
Суд признал его виновным в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности с использованием интернета
Читать на полной версииОбновлено в 13:27
Три года лишения свободы условно с испытательным сроком в три года — такое наказание назначил Кунцевский суд Москвы студенту четвертого курса факультета политологии Высшей школы экономики (ВШЭ), видеоблогеру Егору Жукову. Его признали виновным в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности с использованием интернета (ч. 2 ст. 280 УК РФ). Также суд запретил Жукову в течение двух лет заниматься деятельностью, связанной с администрированием интернет-ресурсов.
Судья сочла возможным исправление подсудимого без изоляции от общества с учетом смягчающих обстоятельств: Жуков ранее не был судим, обучается в вузе, к уголовной ответственности привлекается впервые, положительно характеризуется, оказывает помощь членам семьи, в том числе бабушке-инвалиду. Отягчающих вину обстоятельств найдено не было. «Меру пресечения в виде домашнего ареста отменить», — сказала Светлана Ухналева.
Судья подробно объяснила подсудимому, что он в течение испытательного срока должен отмечаться у уголовно-исполнительного инспектора и сообщать ему в случае изменения места жительства. «С этими обязанностями, пожалуйста, аккуратно и внимательно», — указала она. Жуков сказал, что приговор ему понятен.
Было видно, что его родители счастливы. Однако от комментариев они воздержались. Уже покидая суд, мать Егора поблагодарила всех, кто поддерживал сына. «Низкий вам поклон. Только благодаря вашей поддержке так все закончилось», — сказала она.
В суд с вещами
На оглашение приговора подсудимый приехал c вещами в большой спортивной сумке, он был одет в спортивные штаны и свитер. Было видно, что молодой человек готов к реальному сроку: из кроссовок Жуков предусмотрительно вынул шнурки. И хотя Жуков явно не верил в благополучный исход дела, он старался сохранять оптимизм. «Я стараюсь не загадывать, если честно, в такой ситуации. Я очень благодарен общественной поддержке, надеюсь, она повлияет на решение судьи», — сказал он Business FM. Но в последний момент добавил: «Мы сейчас живем в году, похожем на 37-й, но все же не в 37-м. Мне максимум грозит четыре года, поэтому выйду еще очень молодым человеком, 25-летним, я уверен, что у меня все еще впереди».
Поддержать подсудимого приехали более 200 студентов ВШЭ и просто сочувствующих. Желающих было так много, что очередь у входа в суд растянулась на несколько десятков метров. На оглашение приговора пришли проректор ВШЭ Валерия Касамара, рэпер Оксимирон, писатель Дмитрий Быков, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, актриса Чулпан Хаматова, которая при оглашении условного приговора расплакалась.
Предвидя большой наплыв народа, в суде журналистов заранее предупредили, что на оглашение приговора пустят лишь пишущую прессу без фотографов и операторов, а снимать происходящее будет только пресс-служба Мосгорсуда. Стоит отметить, что такое бывает крайне редко, в частности по делам о госизмене или об особо тяжких преступлениях, когда судят опасных преступников.
Однако избежать ажиотажа не удалось: в суд смогли попасть далеко не все. Для тех, кому не хватило мест, организовали телетрансляцию этажом ниже. В первых рядах разместились родители Жукова.
Версия обвинения
Как только судья начала оглашать приговор, стало понятно, что судьба Жукова предрешена: она полностью повторила версию обвинения. По версии следствия, «не позднее 11 октября 2017 года, находясь в городе Москве, точное время и место следствием не установлено, Жуков, испытывая чувство политической ненависти и вражды к существующему в РФ конституционному строю, системе государственной власти и ее представителям, а также по мотивам идейного невосприятия и личной неприязни к ним, осознавая общественную опасность и предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде разрушения общественных отношений <…> решил привлечь неограниченный круг лиц к своей экстремистской деятельности, направленной на дестабилизацию общественно-политической обстановки в Российской Федерации».
Для этого студент, «находясь примерно с 11 октября 2017 года по 27 декабря 2017 года в своей квартире по адресу Москва, Можайское шоссе, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя и желая наступления общественно опасных последствий, руководствуясь созданием у адресатов стремления к противоправной деятельности, соответствующей его мотивам, подготовил и при помощи своего персонального компьютера разместил в интернете на общедоступной странице своего канала «Блог Жукова» видеохостинга YouTube доступные для общего просмотра видеозаписи, а именно «Митинг 7 октября, или Как сливают протест», «Мирная революция возможна (доказательства)», «Митинги. Что дальше?» и «Бойкот выборов — это лишь начало». Они содержали призывы к неограниченному кругу лиц к осуществлению ими экстремистской деятельности по мотиву политической ненависти и вражды, включая насильственные изменения основ РФ, мятежи, воспрепятствование законной деятельности госорганов, органов местного самоуправления и избирательных комиссий. Согласно статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114 «О противодействии экстремистской деятельности», указанные действия являются экстремистской деятельностью. Таким образом, Жуков совершил преступление, предусмотренное частью 2 статьи 280 УК РФ: «публичные призывы к экстремистской деятельности, совершенные с использованием интернета», гласило обвинение.
Примечательно, что первоначально 21-летнему Егору Жукову вменялось участие в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК РФ) в ходе несанкционированной акции оппозиции 27 июля этого года в Москве. Он отсидел месяц в СИЗО. Затем его перевели под домашний арест, а вскоре уголовное дело прекратили, но возбудили новое — уже за ролики на YouTube.
Два дня на процесс
Судебное разбирательство прошло стремительно и уложилось в два дня. Главным и, по сути, единственным доказательством обвинения стала экспертиза, проведенная в Институте криминалистики Центра специальной техники ФСБ. Эксперты признали видео экстремистскими. Из их заключения следовало, что в роликах Жукова содержались призывы к борьбе с действующей властью «с выбором произвольных форм протеста, которые включают также насильственный захват». В сентябре Жукова внесли в список экстремистов и террористов Росфинмониторинга.
Подсудимый вину не признал. Он утверждал, что если и призывал к смене власти, то с использованием «мирных способов сопротивления» и методов «ненасильственной борьбы». По его словам, он действительно критиковал некоторых российских политиков, например Навального, которых воспринимал как «политических оппонентов», но не врагов. При этом он заявил, что уважает конституционный строй, о чем свидетельствует его участие в выборах в Мосгордуму (Жуков был самым молодым членом команды незарегистрированного кандидата Дмитрия Гудкова).
Защита ходатайствовала о проведении по делу альтернативной лингвистической экспертизы, но суд просьбу отклонил. Также судья отказалась допросить четырех независимых экспертов, которые сочли несостоятельными выводы ФСБ, и приобщить три независимых исследования.
В своем последнем слове Егор Жуков не стал делать политических заявлений и призвал судью «увидеть за статистикой людей». Однако обвинение сочло вину доказанной, а прокурор потребовал для него четыре года лишения свободы. В свою очередь, адвокаты просили подсудимого оправдать.
«Хуже, чем должен был быть, но лучше, чем мог бы быть»
Как и ожидалось, в основу приговора судья положила доказательства следствия, подробно процитировав выводы эксперта ФСБ Александра Коршикова, который признал, что в роликах Жукова содержались призывы к использованию таких незаконных методов, как отказ от уплаты налогов, препятствование работе учреждений (в частности, избирательных комиссий), мятеж, изготовление фальшивых денег и призыв к самоубийству. «Суд не может считать показания подсудимого достоверными», — констатировала Светлана Ухналева. Судья сочла, что Жуков «совершил преступление по мотиву политической ненависти и вражды». При этом молодой человек, «обладающий незаурядными умственными способностями», действовал, по мнению суда, «последовательно, осмысленно и продуманно». Он, «безусловно, осознавал последствия своих действий и стремился к тому, чтобы его записи посмотрело как можно больше пользователей», говорилось в приговоре.
Пока неясно, будет ли защита обжаловать его в Мосгорсуде. Адвокат Жукова Мурад Мусаев признался Business FM, что приговор вызывает у него двойственные чувства: «Он хуже, чем должен был быть, но лучше, чем мог бы быть. Это всегда двойственные чувства. Я не могу сказать, что счастлив», — сказал он, добавив, что решение о возможности подачи апелляции будет зависеть от воли его подзащитного.
Сам Егор был рад исходу дела. «Я, конечно же, ожидал реального срока, тем не менее я не могу радоваться тому, что, будучи невиновным, я все-таки привлечен к какому-то наказанию», — сказал осужденный. Он обещал обсудить вопрос обжалования приговора с адвокатами и сообщить об этом.
Финал дела студента ВШЭ совпал с вынесением в Москве приговоров трем другим фигурантам «дела 27 июля», по которому недавно проходил и Егор Жуков: Павлу Новикову, Никите Чирцову и Владимиру Емельянову. В ходе несанкционированного митинга оппозиции в Москве эти люди, как утверждает следствие, применили насилие, неопасное для жизни и здоровья (ч. 1 ст. 318 УК РФ), в отношении сотрудников полиции и Росгвардии. Новиков вину признал, двое других подсудимых ее отрицали. Тем не менее обвинение запросило всем реальные сроки от трех до четырех лет заключения.
Павлу Новикову Тверской суд назначил штраф в 120 тысяч рублей. Его освободили в зале суда. Никиту Чирцова суд приговорил к одному году лишения свободы в колонии общего режима. Владимиру Емельянову дали два года условно, его освободили в зале суда.