Оборот трех наркосодержащих лекарств с 1 декабря попадает под уголовную статью
Под уголовное преследование можно будет попасть за нарушения при обороте тропикамида, тапентадола и прегабалина. Эти лекарства входят в список жизненно важных, но не включены в перечень наркотических средств, подлежащих контролю
Читать на полной версииС 1 декабря в России под уголовную статью подводятся нарушения при обороте тропикамида (средство для расширения зрачка), тапентадола (опиоидный анальгетик) и прегабалина (противосудорожное лекарство), следует из постановления правительства. Все они рецептурные, входят в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, но не включены в перечень наркотических средств, подлежащих контролю.
По данным газеты «Известия», некоторые аптеки реализуют их без рецепта наркозависимым людям. Наказание — административный штраф: для физлиц — до 3 тысяч рублей, для юридических — до 30 тысяч. Но прибыль, получаемая от незаконной торговли, больше штрафов.
Теперь вводится уголовная ответственность — статья 234 УК РФ («незаконные изготовление, приобретение, хранение и сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотиками или психотропами»). Снизит ли ужесточение доступность этих препаратов и в целом обезболивающих для больных? Мнение заместителя директора Федерального центра детской гематологии, онкологии и иммунологии Алексея Масчана:
Алексей Масчан заместитель директора Федерального центра детской гематологии, онкологии и иммунологии «Это немного два разных вопроса: ужесточение ответственности за незаконный оборот того или иного препарата, который таким образом попадает в группу, близкую к психотропным и наркотическим анальгетикам, и доступность обезболивания. В области доступности обезболивания у нас в стране сделано если не достаточно много, то, по крайней мере, существенное движение в плане увеличения доступности разного рода обезболивания, и в том числе наркотических анальгетиков. Борьба с наркотиками должна вестись совершенно на других фронтах».
Ужесточение пойдет на пользу клиникам и направлено на борьбу с аптеками-нарушителями, считает профессор, доктор медицинских наук, офтальмолог Вячеслав Куренков:
Вячеслав Куренков профессор, доктор медицинских наук, офтальмолог «Каждый препарат должен быть назначен врачом, такая практика существует и в Европе, и в Америке. Там не продаются медикаменты, которые могут повредить здоровью, в том числе антибиотики, сильные обезболивающие, не говоря уже о группе наркотических веществ или транквилизаторов. Поэтому ужесточение правил оборота даст возможность, во-первых, чтобы эти вещества оказывались в аптеке. Потому что мы, допустим, клиника, мы испытываем дефицит этих веществ, мы не можем их в аптеке закупить для своих пациентов, мы применяем это во время лечебного процесса, но в аптеке порой эти препараты исчезают. И это не значит, что есть такая потребность среди пациентов, это значит, что они уходят совершенно в другую строну. Поэтому это, наоборот, не сократит количество препаратов в аптеке, а увеличит их доступность, но будет это продаваться по рецепту и на бланках строгой отчетности. Нежелания врача назначать препараты быть не может. Мы с удовольствием назначаем все препараты, которые нужны пациенту. Это касается аптек и тех людей, которые их покупают для других целей».
Как писали «Известия», рыночная цена на препараты тропикамида в зависимости от производителя колеблется от 70 до 380 рублей, средняя цена на тапентадол — 1000 рублей, на препараты прегабалина — 1400 рублей.