LOL-экономика против разумного потребления. Комментарий Георгия Бовта
«Отправляясь на очередную «черную пятницу», точно ли мы уверены в том, что то, что мы там купим, нам позарез необходимо?» — задается вопросом политолог
Читать на полной версииНа этой неделе состоится очередная «черная пятница» — время распродаж, которая в России продлится три дня. Традиция пришла из Америки, где «черная пятница» — это сразу за Днем благодарения, который в последний четверг ноября. «Черная пятница» является при этом всего лишь эффективным маркетинговым ходом, который помогает повышать продажи. О чем надо подумать в преддверии «черной пятницы»?
Уже пару лет большим спросом у родителей по всему миру пользуются игрушки LOL-Surprise. Это маленькая пластмассовая куколка в шаре ценой от 2,5 тысячи рублей. Наподобие «киндер-сюрприза», только есть тут нечего и она дороже. Чтобы добраться до куколки, надо распаковать семь слоев упаковки. Прием явно позаимствован у пауков-пизауридов, которых также называют пауками-рыболовами. Во время брачного ритуала самцы дарят самке «подарок» — некое угощение, завернутое в паутинный кокон. Пока самка его разворачивает, самец оплодотворяет ее, после чего убегает, чтобы его самого не съели.
Получив одну куколку, ребенок требует вторую, десятую, начинает собирать их, поскольку они отличаются незначительно друг от друга, их уже под сотню разных. Это торжествующий маркетинг, подсаживающий родителей на большие деньги. Вокруг сложился свой особый рынок — наклеек, этикеток, постов в соцсетях, обменов. Ролик в YouTube, где ребенок несколько минут распаковывает очередной LOL, набрал почти 20 млн просмотров. Раньше такое же умопомешательство было на куклах Барби, на маленьких машинках, на каких-то «прилипалах», «тамагочи», да мало ли еще на чем. Да что дети! Вся потребительская экономика взрослых сегодня в значительной мере может быть названа LOL-economy. Нас заставляют покупать чрезмерно, подчас вовсе не то, без чего мы можем легко обойтись, если бы придерживались разумного потребления.
Отправляясь на очередную «черную пятницу», точно ли мы уверены в том, что то, что мы там купим, нам позарез необходимо? Говорят, у среднестатистического американского ребенка сегодня не менее 70 предметов игрушек, и пока он вырастет, родители потратят на игрушки до 6,5 тысячи долларов. В России таких исследований нет, однако установлено, что чем больше у ребенка игрушек, тем больше проблем с психическим и умственным развитием. Особенно по части сосредоточенности.
Роспотребнадзор по своей привычке предупреждает. Мол, проверяйте цены накануне распродаж, не исключено, что их перед этим искусственно завысили, а потом опустили до обычных. Мне, правда, кажется, что этот совет тоже по-своему вносит вклад в развитие такого психического расстройства, как шопоголизм, которым в богатой Америке, скажем, страдают до 12% населения. Наслушавшись таких советов, люди начинают тратить большое количество времени на поиски «истинных» скидок, ищут разные купоны и уже более не думают ни о чем, кроме как о «выгодной покупке». Не уверен насчет всей России, живущей в основном скромно, но вот в благополучной Москве исследование на предмет шопоголизма точно стоит провести.
К тому же есть масса других способов «развести» вас на деньги и заставить купить, скажем, «три по цене двух», хотя вам и один был не особо нужен. Многие исследования подтверждают, что чаще всего те товары, которые продавались со скидкой во время массовых распродаж, можно было купить не дороже или дешевле в другое время года.
Если дети коллекционируют куклы LOL, то у взрослых свои мании. Кто-то «подсел» на «брендовую» одежду, кто-то увлекается гаджетами, без которых вполне можно жить. Например, по данным ряда исследований, около 40% пользователей смартфонов стремятся приобрести новую модель не тогда, когда старая стала непригодна, а когда появилась сама возможность сделать «апгрейд». К тому же сейчас вообще не принято ремонтировать вещи, в том числе потому, что цена ремонта подчас сопоставима с ценой покупки новой модели, которая прослужит еще меньше, чем предыдущая.
В том числе по причине роста потребления мы производим все больше бытового мусора. Те же семь упаковок для фигурки LOL — они к чему, с чисто практической точки зрения, абстрагируясь от психологических приемов маркетинга? Средний американец производит в год 940 килограммов бытовых отходов. Мы пока отстаем от Америки, производя 400 килограммов на душу. Однако там вторичной переработке все же подвергается примерно треть бытовых отходов, у нас существенно ниже 10%. Поэтому по темпам прироста площади мусорных полигонов, пожалуй, мы уже впереди планеты всей. Именно на этих свалках в конце концов и окажутся все эти куклы LOL. Причем гораздо быстрее, чем вырастут дети, которым их подарили.