«Будет трясти рынок». Что ждет аптеки в следующем году?
С января вступает в силу закон о маркировке лекарств. Готовы ли к этому дорогостоящему нововведению российские аптеки?
Читать на полной версииВ редакцию Business FM обратился владелец калининградской сети аптек Игорь. Фамилию бизнесмена и компанию радиостанция принципиально не называет. Это письмо без жалоб, просто прогноз, как будут функционировать аптеки с нового года.
Дело в том, что с января вступает в силу закон о маркировке лекарств. Для обывателя это значит, что, когда он покупает препарат, упаковку будут сканировать специальным сканером. Точно так же, как сейчас, например, сигареты, алкоголь или шубы.
А вот что это значит для бизнеса: покупку сканеров стоимостью 7000 рублей каждый; лицензию на обновление онлайн-касс — 4000 рублей за одно рабочее место. С учетом того, что аптек несколько и касс в каждой тоже несколько, эти расходы увеличиваются в десятки раз. В итоге Игорю, как он подсчитал, все это будет стоить полмиллиона рублей. Но это разовые расходы, и их можно пережить. Дело в другом: по словам Игоря, российские аптеки не готовы к маркировке, хотя осталось чуть больше месяца.
«Будет трясти рынок. Кто-то будет продавать без марки, не сканируя марку, на свой страх и риск, подставляя себя и поставщика. Потом неизвестно, как списывать этот товар в аптеке. Кто-то будет отказывать покупателям, потому что этого товара не будет у него — с маркой. А он будет бояться продавать без марки. Будет зависать товар в аптеках при продаже — в какой-то момент не будет сканироваться и не будет проходить товар. Будет задвоение какого-нибудь товара, как это происходило в ЕГАИС, когда начинали только с алкоголем».
Игорь рассказывает о взаимоотношениях со своим контрагентом. Это федеральный поставщик лекарств со списком из 20 тысяч препаратов. Так вот, из всех этих позиций, по словам бизнесмена, на данный момент промаркировано всего шесть — не от слов «шесть тысяч», а от слова «шесть».
Впрочем, время еще все-таки есть. По большому счету маркировка — это напечатанный штрихкод на упаковке. Больше всего собеседника Business FM волнует другое. Сейчас аптеки имеют право использовать налоговый спецрежим — ЕНВД, или, как его называют, «вмененку». Если простыми словами, то это налог на предполагаемый доход исходя из торговой площади и других параметров. Но вместе с введением маркировки для аптек с нового года одновременно отменяют и «вмененку». И вот это действительно может стать ударом для небольших сетей, подтверждает генеральный директор аналитического агентства DSM Group Сергей Шуляк.
Сергей Шуляк генеральный директор аналитического агентства DSM Group «Заплатить IT-компаниям, чтобы они установили модуль, который работает с маркировкой. Нужно поменять фискальный регистратор по требованию налоговой. Но главная проблематика прибыльности и рентабельности бизнеса лежит именно в отмене ЕНВД, на котором находится огромная часть, как принято говорить, неконсолидированной розницы аптечной. Смена налогового режима, конечно, это удар по их финансовой состоятельности».
Логика в отмене «вмененки» есть. Поскольку каждая упаковка будет учитываться в системе, то доход уже будет не предполагаемый, а четкий и конкретный. Да и используют ЕНВД нередко, и это ни для кого не секрет, для ухода от налогов. Но де-факто его отмена — это повышение налогов. Не для сетей, которые и так работают в других налоговых режимах, а для небольших аптек. И возможно, в связи с этим можно было бы подумать и о компенсирующих льготах, тем более что маркировка — это еще и расходы на дополнительный штат, а значит, и налоги на труд.
Понять это можно на доступном примере. Мы приходим в аптеку и просим десять пачек аспирина. Провизор сканирует одну и нажимает на кнопку «десять». С маркировкой придется сканировать каждую. Так, конечно, правильно, и конечная цель — борьба с фальсификатом. Но и расходы на человеко-часы повышаются, а в конце цепочки — цены на лекарства.