Один из крупнейших американских хедж-фондов Bridgewater Associates сделал крупную ставку на падение фондовых рынков США и Европы, сообщает The Wall Street Journal cо ссылкой на источники.

Фонд, под управлением которого находится 150 млрд долларов от 350 клиентов, вложил около 1,5 млрд долларов в покупку пут-опционов, или опционов на продажу, на американский индекс S&P 500 и панъевропейский EuroStoxx 50.

При этом в фонде опровергают сообщение издания, говоря, что журналисты неправильно все истолковали. Какие ожидания царят на рынке сейчас? Ситуацию комментирует вице-президент инвестиционной компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский.

— На самом деле, такие истории периодически случаются, это не первый случай. Обычно такие хедж-фонды как работают? Робот делает анализ рынков каких-то по сложной формуле, учитывая много показателей, и может выдать сигнал на продажу вот этих индексов через опцион либо через фьючерсы. Но насколько она будет успешна, сказать, конечно, невозможно. И такие случаи были, когда падал, особенно сильно в 2008 году, в 2014 году, когда некоторые хедж-фонды очень крупно зарабатывали. Обычно такая алгоритмическая модель, ее скрывают, и вам не расскажут, почему этот фонд принял такое решение, на основании каких данных. Это такое очень важное ноу-хау, которое хранят в секрете.

— Все-таки чего ждут инвесторы на самом деле?

— Я сильного падения рынка не жду, потому что в следующем году выборы президента США. Под это дело сейчас ФРС, которая, так сказать, немножко потеряла независимость, к сожалению, накачивает рынки ликвидностью. Мы видим, что снижают процентные ставки, долларовый ликвид становится больше. И европейский ЦБ тоже этим занимается. Поэтому на рынках сейчас много дешевых денег, и их объем увеличивается. Поэтому ожидать, что случится резкое падение, не приходится.

Купленные Bridgewater опционы исполняются в марте: если рынки в США и Европе упадут к этому сроку, фонд получит прибыль, если же вырастут — инвестиции сгорят. Покупка дальнего опциона — это некий лотерейный билет.

Рынки в этом году показали очень высокую прибыль, и почему бы не инвестировать ее часть в короткий лотерейный билет из расчета, что может произойти событие, которое неожиданно перевернет рынок. И речь скорее идет о пиаре, поскольку никаких глобальных посылов для снижения в мировой экономике сейчас нет, считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Инстант Инвест» Александр Тимофеев.

— Я очень сомневаюсь, что у Рея Далио есть реальные экономические данные или какие-то инсайды, какая-то глубокая аналитика, которая бы позволяла ему обоснованно говорить о предстоящем глубоком падении. Мне кажется, что это совершенно ни на чем не основанная догадка, которую он крайне непрофессионально вбросил в рынок для того, чтобы попиариться. Просто есть целый ряд аналитиков, которые с определенной частотой говорят о том, что скоро будет крах. Если хотя бы с десятой попытки вы угадаете, что рынок ждет коррекция хотя бы процентов на пятнадцать, вы всю оставшуюся жизнь будете поставлять свои книги и говорить о том, что вы достаточно талантливый аналитик.

— А если говорить о марте, чего ожидает рынок к этому месяцу?

— С одной стороны, в марте совершенно логично будет увидеть коррекцию по всем рынкам. Но не будем забывать, что в марте будет самая ожесточенная борьба вокруг кресла президента США, и как раз рост фондового рынка, его стабильность — это один из тех немногих козырей, которые Дональд Трамп может предъявить миру. Стоит понимать, что если в течение этого года были очень серьезные сомнения относительно того, сможет ли реально Дональд Трамп на рынки влиять, то после того, как ФРС почти по всем вопросам пошла на попятный, есть все основания полагать, что у Трампа есть реальные рычаги влияния на рынки. И он не допустит каких-то резких ходов по рынку.

Сделку организовали Goldman Sachs и Morgan Stanley, говорят источники WSJ, не уточняя, какова ее причина. Это может быть действительно ставка на падение, на которую имеет право управляющий, но, скорее, это хедж — «страховка» от снижения, считает Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитал».

Владимир Брагин директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитал» «Скорее всего, есть достаточно крупные какие-то позиции в акциях, есть опасения того, что рынок в следующем году будет гораздо менее благоприятным, чем в этом, и, возможно, может быть, какие-то сильные коррекции, которые могут случиться в начале следующего года. А опцион, собственно говоря, не обязательно, что он может сработать вот именно конкретно на эту дату. То есть у него есть рыночная цена, эту позицию можно будет все равно закрыть раньше. То есть мне кажется, что, скорее всего, все-таки это просто управляется таким образом и контролирует общие риски по портфелям, не более того. В данном случае я соглашусь с комментариями представителей Bridgewater, что здесь интерпретация, мягко говоря, некорректная. Потому что да, это ставка Bridgewater, да, они сделали эту позицию, но в каком портфеле это будет сделано, потому что из статьи это непонятно. Если это был достаточно крупный портфель, то эта ставка могла составить какие-то 5-10% этого портфеля, что уже не говорит о том, что это какая-то агрессивная ставка на падение. Ну и нужно понимать, что если мы посмотрим вообще в целом на рынки, S&P — максимумах, российский рынок — на максимумах, даже европейский индекс чуть-чуть не дотянул до своих исторических максимумов. Возникает у многих мнение, что хорошо бы что-нибудь захеджировать, возможно, может быть, здесь какая-то ситуация обратного движения, ну и в начале следующего года будет мощная коррекция».

Основатель хедж-фонда Bridgewater Associates Рей Далио работает на Уолл-стрит с 1970-х и пережил за свою карьеру шесть обвалов и схлопывание трех «пузырей» — азиатского в 1998 году, доткомов (в 2000-х) и ипотечного в 2008 году.