Замглавы ВТБ: на цифровом рынке России будет два-три лидера, и один из них — мы
Дмитрий Олюнин и главный редактор Business FM Илья Копелевич обсудили будущую цифровую экосистему ВТБ, новые правила кредитования и долгосрочные прогнозы прибыльности ВТБ с учетом снижения ставок ЦБ
Читать на полной версииПочему кредитные ставки не снижаются так же быстро, как ставки по депозитам? Чем концепция экосистемы ВТБ отличается, например, от экосистемы Сбербанка? И как введение предельной долговой нагрузки и внутренних рейтингов кредиторов при выдаче потребительских кредитов скажется на самих заемщиках? На эти и другие вопросы в интервью главному редактору Business FM Илье Копелевичу ответил первый заместитель президента — председателя правления банка ВТБ Дмитрий Олюнин.
Дмитрий Олюнин: Все очень относительно, потому что абсолютный масштаб прибыли должен быть соотнесен с активами и с рентабельностью бизнеса, рентабелен ли банковский бизнес в целом. Банковский бизнес не более рентабелен, чем целый ряд других традиционных бизнесов. Средняя рентабельность банковского бизнеса в России по стандартам РСБУ — порядка 15%. Много это или мало? Например, если выплачивать 50% дивидендов, то остается на рост активов не более 7% в год. В отличие от многих других секторов, банковский сектор тесно связывает активы в регулировании банковского сектора, рост активов, динамику кредитования, например, и доступный капитал. Грубо говоря, на рубль капитала можно вырасти на десять рублей. Если у нас от 15% рентабельности остается 7%, значит, даже рост в абсолютной величине ограничен этими 7%. Так что это не очень много. Это накладывает достаточно серьезные ограничения на рост субъектов банковского бизнеса. Поэтому я бы не сказал, что это много, с этой точки зрения.
С другой точки зрения, действительно, банковский бизнес сталкивается с большими технологическими вызовами. Безусловно, цифровизация приносит бизнесу очень серьезные возможности снижения себестоимости и улучшения клиентского опыта, но с другой стороны, не надо забывать, что это очень серьезные инвестиции. Можно посмотреть на структуру, например, затрат цифровых банков, мы видим, что нередко эти затраты становятся сопоставимы даже со стоимостями сетей. Физические каналы и стоимость развития, поддержания, защиты, кибербезопасности цифровых каналов могут быть достаточно сопоставимы. Поэтому сегодня банковский сектор нуждается в инвестициях, соответственно, значительная часть этой прибыли идет на то, чтобы создавать тот самый цифровой опыт. Слава богу, наша банковская система является одной из лидирующих с точки зрения цифровизации и, по крайней мере, однозначно обгоняет, например, европейскую по этим параметрам. Это второе соображение.
Третье соображение: действительно, банковский сектор находится в очень сложных конкурентных условиях, связанных и с усложняющимся регулированием, и с контекстом снижения ключевой ставки Банка России. Снижение ключевой ставки Банка России, если оно продолжится, а мы на это очень рассчитываем, потому что это имеет позитивный макроэкономический эффект, будет оказывать все более ощутимое в среднесрочной и долгосрочной перспективе давление на процентную маржу. В то же время на краткосрочном горизонте — год-полтора — снижение ключевой ставки, пока оно продолжается, имеет положительные эффекты для банковского сектора, потому что это позволяет, учитывая более короткий срок пассивов, депозитов по отношению к кредитам, быстрее репрайсить, как говорят банкиры, то есть снижать стоимость депозитов по отношению к кредитам.
Дмитрий Олюнин: Мы видим себя, конечно, в первую очередь, как банк. Мы финансовый институт и считаем, что наша ключевая миссия — это все-таки оказание качественных, надежных, эффективных по стоимости услуг населению: кредитных, депозитных, расчетных. И это главная задача. Другое дело, мы понимаем, что потребности клиентов меняются, чем дальше, тем больше, особенно с нарастанием цифровизации клиентского опыта. Клиенты начинают ожидать, что банковские сервисы будут предоставляться им не как таковые, а внутри их других различных цифровых опытов. Условно говоря, человек смотрит сайт интернет-торговли, хочет что-то приобрести, он сейчас уже ожидает, что ему будет сделано предложение не только рассчитаться сразу же, но и, например, сделать рассрочку или взять кредит — в интернете, прямо сразу.
Сегодня клиент ожидает, например, что его покупка жилья будет во многом дистанционной. Конечно, ведь сегодня, особенно когда идет речь о вторичном жилье, хочется потрогать и пощупать, но очень многие сервисы, которые раньше требовали долгого присутствия в банке, перелистывания кучи документов, походов по отделениям, сегодня клиент ожидает, что могут быть сделаны дистанционно. И в этом смысле мы не можем оставаться безразличными к изменению клиентских потребностей. Поэтому для нас в создании цифровых проектов имеет значение, в первую очередь, именно это, а это значит быть с клиентами там, где им удобно потреблять банковские сервисы, и создавать инфраструктуру доступа к нашим продуктам и услугам вне традиционных банковских приложений, банковских отделений, то есть в цифровой экономике.
Действительно, мы с начала этого года активизировали работу в этом направлении. Нами был создан в апреле закрытый паевой инвестиционный фонд «Цифровые инвестиции», который вбирает в себя те самые стратегические инициативы по развертыванию цифровой инфраструктуры. Еще раз подчеркну, что это не проекты, целью которых является извлечение краткосрочной прибыли: купил, дал вырасти и продал. Нет, это проекты, которые мы складываем, как пазл в часть будущей цифровой инфраструктуры группы. Среди таких проектов мы запустили, например, жилищную экосистему. Мы приобрели долю в компании «Юником-24», которая занимается лидогенерацией в небольших потребительских кредитах. Мы заканчиваем приобретение одной из компаний, оказывающей услуги цифровой управляющей организации для жилищных хозяйств. Мы приобрели первый ОФД — оператор фискальных данных. Эти приобретения, по сути, являются компонентами будущей цифровой экосистемы ВТБ, миссию которой я сформулировал, а именно создать интерфейс взаимодействия с клиентами во время их нахождения в цифровом мире с тем, чтобы донести там, где это клиентам удобно, наши продукты и услуги. Мы тем самым стремимся нарастить зону контакта с нашими сегодняшними клиентами и будущими клиентами в цифровом пространстве.
Дмитрий Олюнин: Что ведет за собой — банковский сервис другие услуги или другие услуги банковский сервис, это спорный вопрос, и ответ на него может по-разному звучать для банков, например, с разным позиционированием на рынке. Все-таки у Сбербанка аудитория очень широкая, и, наверное, для Сбербанка важно найти небанковские продукты и услуги, чтобы продавать своим клиентам, например. Это для них является большим приоритетом. Для нас это тоже важная задача, но еще раз повторюсь, первоприоритетная задача для нас — это раскрыть доступ к большей потенциальной клиентской базе, которую мы ищем и находим в интернете. А во вторую очередь, конечно, тоже создать дополнительные возможности.
Второе: мы все-таки видим свои инициативы, в первую очередь, в области платформ. И хотя мы некоторые услуги будем инвестировать и создавать в партнерстве, тем не менее наша задача — это не монополизировать весь продуктовый ряд, а наоборот, создав платформы и став их оркестратором, дать доступ нашим клиентам на этих платформах к самому широкому кругу предложений разных поставщиков. Например, думая о платформах для малого бизнеса, мы предполагаем, что туда будут приходить различные компании, которые будут на этой платформе предлагать нашим цифровым клиентам, и не только банковским клиентам, а клиентам этой платформы, абсолютно разнообразный круг конкурирующих между собой предложений. И это не значит, что мы будем собственниками всех них. И скорее всего, мы не будем к этому даже стремиться.
И наконец, третье: цифровой рынок только развивается, потенциал его роста очень большой, его трудно переоценить. И на мой взгляд, сегодня есть как минимум несколько игроков, которые позиционируют себя как потенциальные лидеры этой истории, коих, на мой взгляд, будет два-три в конечном счете. Есть какое-то понимание сегодня, что на рынке подобного масштаба, как Россия, может уживаться две-три платформы. Сегодня есть, на мой взгляд, несколько стартующих игроков (кто-то раньше стартовал, как Сбербанк, кто-то стартует сейчас): это, безусловно, «Яндекс», Сбербанк, Mail.ru Group и группирующиеся вокруг него инициативы, это, безусловно, «Тинькофф», который сегодня позиционирует себя также больше, чем банк, и, собственно, ВТБ, который выходит на эту поляну, если можно так выразиться, со своей концепцией, со своим видением.
И еще раз повторюсь: наше видение, в первую очередь, это открытая платформа, на которой удобно и клиентам, и поставщикам услуг работать между собой, имея самый широкий качественный выбор, который в том числе еще и подтвержден тем фактом, что мы эти услуги будем сертифицировать, чтобы на наших платформах были только те услуги, которые действительно по качеству соответствуют, а дальше уже клиенту надо будет выбирать из лучшего. Поэтому мы считаем, что у всех игроков, которые сегодня на этом рынке есть, есть шансы победить в этой конкурентной борьбе, и, дай бог, победит сильнейший. Мы считаем, что у нас есть и возможность, и намерение, и силы для того, чтобы занять свое достойное место, лидирующее место в этой формирующейся цифровой финансовой среде.
Дмитрий Олюнин: Все-таки я бы сказал, что он более селективно хочет подойти к регулированию рынка и, в первую очередь, модерировать кредитование в самых уязвимых сегментах клиентской базы, где риски могут быть наибольшими в случае какого-то изменения конъюнктуры. Я думаю, что четвертый квартал не очень показателен, потому что четвертый квартал сезонно самый сенокосный с точки зрения кредитования, и взаимное влияние динамики спроса четвертого квартала, влияние ПДН пока трудно оценить. Я думаю, что нужно подождать первого, второго квартала следующего года, чтобы увидеть все эффекты. Это первое.
Второе: банки сами используют этот показатель для управления собственными выдачами. ВТБ с начала этого года достаточно серьезно ужесточил свою кредитную политику и как раз добровольно ограничил кредитование клиентов, которых мы считали уязвимыми в большей мере, чем другие, и снизил свой риск-аппетит. У нас ведь — банковского сектора и Центрального банка — основные дебаты заключаются в том, как оценивать ПДН и, в первую очередь, как оценивать доход. ЦБ достаточно жестко регулирует возможные источники получения информации о доходе, в то время как банки, ссылаясь на то, что источники доходов у граждан могут быть достаточно разные, скорость обновления данных и в Пенсионном фонде, и в налоговой не такая быстрая, а в Пенсионном фонде вообще целые пласты граждан России не присутствуют, и у банков сегодня на основе больших данных сведений о клиенте есть целый ряд способов оценки долговой нагрузки и методов валидации затем этих методик, моделей, которые, наверное, правильно использовать, не опираясь на достаточно традиционные методы, а все-таки понимая, что технологии, математический аппарат и доступ к большому количеству данных о заемщиках сегодня позволяет, не опираясь на формальные вещи, очень хорошо понимать, что за клиент перед нами, какова его доходная база. Эти дебаты, скорее всего, будут продолжаться, тем не менее именно здесь был основной дискуссионный вопрос между Центральным банком и банковским сообществом. Это второе соображение. То есть ПДН не что-то чуждое банковскому сектору, мы сами вполне пользуемся этим инструментом. Также ПДН довольно активно используется и в международном регулировании розничного кредитования.
И наконец, третье: мы ожидаем, что совокупность факторов — и введение ПДН, и определенное насыщение рынка — окажет влияние на темпы роста в следующем году. Если в этом году мы ожидаем, что темпы роста потребительского кредитования будут в районе 20%, то в следующем году мы ожидаем скорее рост 10-13%, то есть существенное снижение, хотя темп роста останется в районе двузначных цифр, начала двузначного диапазона. Вот соображения в части ПДН.
И вторая часть — это ПВР, применение внутренних рейтингов. Тут тоже есть некоторая конструкция, которая формирует возможные подходы банков к оценке риска. Есть стандартизированный подход, когда заемщики классифицируются по формальным признакам и расчет капитала и резервов к ним привязывается. И этот стандартизированный подход сейчас модифицируется: то, что Центральный банк делает «Базель-3,5», — это развитие стандартизированного подхода, который вводит для юридических лиц инвестиционную категорию, снижащую требования к капиталу для наиболее качественных корпоративных заемщиков. Он вводит несколько более гибкие методы оценки риска розничных заемщиков, особенно ипотечных. Есть так называемый ПВР, который предполагает, что банки сами, не на основе стандартов, которые ЦБ дает, более или менее гибких, эти стандарты могут быть очень жесткие...