Персональные данные в конверте: законна ли рассылка кредитных карт по обычной почте?
На рассылки кредитных карт с личными данными жалуются клиенты ОТП-банка. На отзывы на портале Banki.ru обращает внимание «Коммерсантъ». Есть ли риски мошенничества при таких рассылках?
Читать на полной версииНастоящие и бывшие клиенты ОТП-банка массово жалуются на незаконные, по их мнению, рассылки. Во-первых, им приходят кредитные карты, которые они не заказывали и не просили. Во-вторых, именные карты рассылают вместе с личными данными клиента в одном конверте. В-третьих, письмо опускается в обычный почтовый ящик, из которого его легко можно достать, не говоря уже о том, что часто такие ящики в российских подъездах даже толком не закрываются.
Впервые такую схему применил Bank of America в 1958 году, разослав 60 тысяч карт. Сейчас банки таким методом не пользуются: слишком неэффективно, говорит начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. Вдобавок преступная схема, которую рисует воображение (мошенник достает письмо, получает личные данные, активирует карту по телефону и набирает долгов), может сработать только в единичных случаях. Банк все же применяет некоторые правила идентификации клиента, говорит Максим Осадчий.
Как пояснили газете «Коммерсантъ» в ОТП-банке, карты рассылаются на протяжении последних десяти лет и отказываться от такой практики никто не собирается. В оправдание говорят, что рассылают карты только надежным клиентам с хорошей кредитной историей, а почтовые ящики закрываются на ключ.
Однако в Центробанке в ответе на запрос Business FM признали, что рассылка карт с кредитной информацией обычной почтой небезопасна. Банк не может убедиться в сохранности персональных данных, а риск их незаконного использования повышается. При этом в ЦБ не считают, что это навязывание допуслуг, поскольку самостоятельный кредитный продукт такой услугой не является. Это скорее недобросовестная практика.
Действительно, банк закон не нарушает, признает председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.
Тем не менее после волны жалоб на рассылки карт ситуацией заинтересовался Роспотребнадзор. Как сообщили в службе, в ОТП-банк направлено письмо с требованием сообщить о мерах для защиты персональных данных клиентов. А Общероссийский народный фронт, как сообщается на его сайте, уже готов оказать пострадавшим консультационную поддержку.