Минфин: профицит российского бюджета превысил 3 трлн рублей
Ранее глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что бюджет в этом году не сможет потратить триллион рублей. Почему власти не в состоянии распорядиться деньгами?
Читать на полной версииУ нашего бюджета, как и у много чего еще в России, две беды: дефицит и профицит. В первом случае у государства не хватает денег на свои обязательства. Во втором — средств слишком много, но власти их не могут потратить.
Сейчас беда номер два. Профицит бюджета за десять месяцев года достиг 3,5% ВВП, сообщили в Минфине. Это больше 3 трлн рублей. Чуть раньше по теме высказался Алексей Кудрин. Глава Счетной палаты написал в Twitter, что бюджет в этом году не сможет потратить триллион. Эти деньги не пойдут в экономику, их не увидит малый и средний бизнес и так далее. Причина — низкое качество госуправления.
Возможно, не только это, говорит бывший министр экономики Андрей Нечаев. Российские чиновники еще традиционно боятся, что будет хуже и хотят сохранить средства.
Вообще ситуация, когда мы не можем освоить бюджетные деньги, не нова. Так было и в нулевых, когда Минфин возглавлял все тот же Кудрин. И никакие реформы госуправления не помогали. Элементарно: для того, чтобы потратить определенную сумму, чиновнику нужно написать столько бумажных обоснований и отчетов, что пока он их пишет, время уходит.
Характерен недавний диалог министра экономики с главой Счетной палаты. Максим Орешкин заявил, что огромное количество разных запросов из ведомства Кудрина мешает нормально работать его, Орешкина, ведомству. И предложил Алексею Леонидовичу поискать в своих рядах врагов.
Раньше у нас могли не потратить, но хотя бы украсть деньги. Сейчас усилиями силовиков сделать это сложнее. Впрочем, еще не вечер, замечает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.
Впрочем, Евгений Надоршин, изучив цифры, поразился. Госуправление у нас, конечно, не самое лучшее. Но одни проекты у нас очень сильно недофинансированы. А, например, у оборонного или социального комплекса — все в порядке. Хотя и там, и там деньги тратит государство. Объяснить это эксперт не смог.
Есть еще такая версия, что у нас на один проект приходится сразу несколько кураторов. И, наоборот, на одного куратора приходится сразу несколько проектов. Взять те же дороги: там и Минтранс, и Минэкономики, и МВД, и «Автодор». А над ними вице-премьер Максим Акимов, который курирует еще два нацпроекта. Может быть, всем просто сложно договориться, как и на что тратить деньги?
Тогда последний вопрос: а зачем тогда повышали налоги, если средствами все равно не могут распорядиться? Ответ вряд ли будет. Зато Алексей Кудрин пообещал вскоре назвать тех, кто не смог потратить триллион. Так что мы скоро узнаем фамилии виновных в профиците — злостных нерастратчиков.