Стрельба в колледже. В очередной раз. Первая реакция — задержание охранника, который допустил проход человека с оружием в здание и гендиректора ЧОПа, которое охраняло колледж. Тут же подробности: на входе не было рамки, охранник был неправильно оформлен и не имел разрешения и разряда по охранной деятельности. Об этом заявил начальник областного управления Росгвардии Юрий Шишленин.

Что было в прошлом году после трагедии в Керчи? «Единая Россия» предложила обсудить передачу охраны всех российских школ в ведение Росгвардии. После случившегося в Благовещенске в Госдуме предложили ужесточить требования к ЧОПам. Опять же, с участием Росгвардии. То есть в отрасли все идет к переделу рынка. Но решит ли это проблему? Нет, говорит представитель Союза предприятий безопасности «Русская охрана» Андрей Павлов.

Андрей Павлов представитель Союза предприятий безопасности «Русская охрана» «Рамка сама по себе ничего, кроме пипикания, не дает. Нужен некий барьер между сотрудником и человеком, который несет оружие. То есть нужна система, при которой я зашел — рамка запищала. Я дальше пройти не могу, я упираюсь в бронированную дверь. Следующий момент: сотрудник изначально по всем условиям, по всем тендерам не вооружен. У меня вопрос: хорошо, он лицензированный красавчик, готовый мастер рукопашного боя — все на свете, сотрудник ФСО бывший — а я иду с ружьем. Я достал ружье и убил охранника первым. Что это изменило глобально для безопасности учеников? То есть вся система охраны построена не для этого».

Нынешняя охрана может обеспечить недопуск в здание посторонних. И все. А кто встречает человека с такими же намерениями, как у студентов благовещенского и керченского колледжей на входе, это неважно. Потому что они идут убивать, в том числе и себя. Вопрос не в вахтере, а в том, почему школьники и студенты в России берутся за оружие. К слову, и в Керчи, и в Благовещенске это было легальное оружие. С документами. А были случаи, когда школьники шли убивать с топорами в руках.

Самый актуальный вопрос — почему это вообще пришло в Россию? Первая реакция взрослых, как правило, — виноваты интернет и компьютерные игры. Но в США «шутинг» начался до массового распространения соцсетей и прочей цифровизации. Студент благовещенского колледжа Даниил Засорин перед нападением якобы записал аудиообращение. Видео опубликовал телеграм-канал Baza. В момент записи на мониторе говорящего действительно были нарезки видео из игр-стрелялок. Это может влиять, говорит психотерапевт Ольга Добрынина. Безнаказанность и простота убийства в виртуальном мире в некоторых головах обесценивает и реальные жизни. Но игры — это не все.

Добрынина послушала запись, опубликованную Baza. В ней, предположительно, Засорин (мы не можем этого утверждать) говорит, что его никто бы не смог остановить из тех, кого, «будут обвинять потом по телеку, когда это произойдет». Но там были другие очень важные слова, говорит психотерапевт.

Ольга Добрынина психотерапевт «Он вспоминал, как хорошо было в садике и в школе. И вот обратите внимание на тот момент, когда он говорит о двойках. «Когда двойки значили», потом он делает паузу и продолжает, «когда они что-то значили». У нас сейчас меняется мир, скорости, цифровизация идет, которая бьет по психике. Он же садик и школу вспоминает как время, где было все понятно. Когда нет понятного смысла жить — для чего, что и как — и тогда происходят вот такие вещи».

Засорину было 19. Но, по словам некоторых экспертов, это все еще «ребенок». Предварительно причиной стрельбы МВД по Амурской области называет конфликт между студентами. По сообщению телеграм-канала Mash, решиться на преступление молодой человек мог из-за желания отомстить за оскорбление своей девушки. В аудиозаписи, которую перед трагедией якобы записал сам Засорин, ни о том, ни о другом нет ни слова.