Американский IT-гигант Google выходит на рынок банкинга
Причем делает это одной из последних из высокотехнологичных компаний. Каковы шансы на успешное воплощение планов припозднившихся?
Читать на полной версииО скором выходе на рынок банкинга The Wall Street Journal рассказал глава платежных сервисов Google Цезарь Сенгупта. По его словам, уже в следующем году компания запустит сервис по предоставлению чековых счетов. По сути, это простой банковский счет, по которому можно выписывать чеки, а эта процедура в США не теряет популярности. Кодовое название проекта — Cache, созвучное с другим английским словом — «наличка».
Первый вопрос — зачем? Google уже имеет систему мобильных платежей, интегрированную в Google Pay и Google Wallet. Но компания идет дальше, в банкинг — туда, где уже со своими кредитными предложениями расположился Apple. А это совсем иной формат, нежели тот, который сегодня уже реализует китайский Wechat или же пытается реализовать Facebook или Telegram. Хотя мотивация, безусловно, та же — объединить аудиторию вокруг единого бренда. Комментирует председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов.
Виктор Достов председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов «На мой взгляд, это не стремление стать такой финансовой империей, скорее это желание создать замкнутую экосистему, чтобы пользователь, находясь внутри интерфейса компании, внутри Facebook, внутри Telegram, внутри Google, не должен был выходить наружу для совершения покупок. То есть все компании стараются как можно больше удержать человека внутри и минимизировать количество случаев, когда человек вылезает наружу, чтобы что-то оплатить, сделать перевод и так далее».
Снова к деньгам. Сегодняшний конкурент кеша, Apple, работает в сотрудничестве с банком Goldman Sachs. В числе же партнеров Google — финансовый конгломерат Citigroup и кредитный союз Стэнфордского университета, которые и будут управлять предлагаемыми Google счетами.
Возникает логичный вопрос — зачем вообще пользоваться услугами IT-компаний, если есть традиционные финансовые институты? Google обещает более выгодные условия и программу лояльности. А если компания еще и откажется от комиссии за обслуживание (а такая возможность рассматривается), то преимущество будет очевидным. Google рассчитывает на лояльную аудиторию, однако этот фактор может и не сыграть, отмечает независимый аналитик Дмитрий Степанов.
Дмитрий Степанов независимый аналитик «У них, соответственно, основная возможность заключается в том, что очень большая, конечно, аудитория. На основании этой аудитории можно выводить какие-то продукты, но пока, в общем, на этом все и заканчивается. У каждого игрока на рынке, который имеет большую аудиторию пользователей Google — почту, карты и другие продукты Google, — его на продукты других производителей не поменяют. Владельцы этих брендов рассчитывают, что и какие-то более сложные финансовые решения будут популярны. Но, с другой стороны, все, что касается финансов, все-таки это очень консервативные решения. Одно дело пользоваться почтой, а другое дело — пользоваться своими деньгами на каких-то новых продуктах».
В контексте планов Google можно вспомнить слова главы Сбербанка Германа Грефа, сказанные еще три года назад. Он заявил, что у традиционных банков нет будущего. И рынок неизбежно захватят IT-гиганты, которые создадут сервисы за пределами банковского сектора. И прогноз Грефа, похоже, сбывается.