Первые итоги эксперимента с самозанятыми можно признать удачными с большой натяжкой. Комментарий Семена Новопрудского
Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на совещании президента с членами правительства добился одобрения идеи ввести налог на самозанятых по всей России с 2020 года. У этой инициативы есть один маленький плюс и много больших минусов
Читать на полной версииНе секрет, что российская экономика давно не главная тема, которая интересует президента. И этим пользуется правительство. Премьер Дмитрий Медведев и глава Минфина Антон Силуанов попытались доказать, что начатый в 2019 году в четырех регионах страны — Москве, Московской области, Калужской области и в Татарстане — эксперимент с налогом на самозанятых показал «неплохие результаты».
В качестве доказательства премьер сослался на данные Федеральной налоговой службы: за январь — октябрь как самозанятые зарегистрировались 260 тысяч человек. При этом в реальности вышедших из тени самозанятых гораздо меньше. Министр финансов на том же совещании признал, что новых налогоплательщиков среди этих людей — около половины, то есть примерно 130 тысяч человек. Остальные — это ИП, которые легально «прикинулись» самозанятыми, чтобы уменьшить налоговую нагрузку.
По данным Росстата на конец 2018 года, самозанятых в России было 14,6 млн человек — больше 20% всего трудоспособного населения страны. Причем, по всей вероятности, это самая низкая оценка количества людей, занятых в теневой экономике. Но даже если исходить из этой цифры, пока вышло из тени меньше 1%.
Единственный плюс обязательного налога на самозанятых во всей России в нынешнем виде — это возможность перейти на него легальным ИП. Пока этот налог предусматривает две ставки: 4% на доходы, полученные самозанятым от физических лиц, и 6% — от юридических. И это все равно меньше, чем платят ИП сейчас. Только для ИП он и выгоден.
Дальше начинаются сплошные минусы. Для классических теневиков, не имеющих регистрации в качестве ИП, даже такая ставка налога значительно больше, чем ноль, который они «платят» в казну. Никаких преференций выход из тени этим людям не дает: государство лишь угрожает им преследованиями со стороны налоговой. Это так себе угроза, если до сих пор миллионам людей в России удается счастливо избегать кары налоговиков.
При этом любимая логика госчиновников — мол, самозанятые не отчисляют деньги в фонды социального, медицинского и пенсионного страхования, а потом хотят пользоваться их услугами — не выдерживает критики. Эти люди, как правило, не претендуют на пенсии, медицинское и социальное страхование. Более того, подавляющее большинство самозанятых работают в таком статусе именно потому, что государство не обеспечило им достаточных возможностей для легальной работы.
Государство не скрывает, что цели нового налога сугубо фискальные. Оно хочет пополнить выпадающие ежегодно из бюджетов социальных фондов 2,3 трлн рублей. Кроме того, правительство хочет отдать часть налога на самозанятых региональным бюджетам: они должны обеспечивать финансирование половины расходов на национальные проекты, но зачастую не имеют такой возможности.
При этом, если даже государству удастся каким-то непонятным чудом вывести из тени всех самозанятых и собрать с них эти самые 2,3 трлн уже в 2020 году, это все равно существенно меньше даже текущего профицита бюджета РФ. По данным Минфина, за январь — сентябрь 2019 года он составил 2,986 трлн рублей. Выходит, государство буквально купается в деньгах (за три квартала федеральный бюджет по расходам исполнен меньше чем на 63% — самый низкий показатель за десять лет), но все равно пытается «доить» бедных.
Еще один очевидный минус такого налога — прямое нарушение неоднократно звучавшего из уст высших должностных лиц обещания не менять налоговую систему в России как минимум до 2024 года после повышения НДС с 18% до 20% в 2019-м. Причем для миллионов самозанятых, если они согласятся на условия государства, это станет прямым увеличением налоговой нагрузки. Нарушать публичные обещания еще и в налоговой сфере на фоне обмана с заморозкой пенсионных накоплений и повышением пенсионного возраста (российская власть обещала не делать ни того, ни другого) — значит подрывать остатки экономического доверия людей государству.
Самозанятые вовсе не паразиты на теле государства, какими их хотят представить чиновники. В большинстве своем это люди, которые вынужденно предпочли обходиться без государства, которое им не помогает, а только мешает.