Каждый пятидесятый житель России полностью перешел на электронные платежи
Показатель кажется небольшим, но это миллионы людей, не использующих бумажные деньги в принципе. Учитывая динамику тренда, увидим ли мы «смерть наличности»?
Читать на полной версииЕсли взять все ваши расходы в рублях в среднем за месяц, какой процент этих расходов вы оплачиваете наличными деньгами? Если ваш ответ 0, вы один из почти 3 млн россиян, которые, по данным «Левада-центра», полностью перешли на безналичные средства оплаты. Наиболее популярные варианты ответа на вопрос о доле наличных платежей — «менее 30%» и «от 81 до 100%» — выбрал примерно каждый третий респондент.
Несмотря на доминирование наличных платежей, тренд налицо — по данным Центробанка, которые приводит РБК, объем безналичных операций в стране растет почти экспоненциальными темпами. С точки зрения доступности безналичных платежей в крупных городах Россия уже сейчас сравнима с ведущими экономиками мира — Business FM спросила об этом жителей стран ЕС и Японии. Берлинский журналист Дарья Суоми говорит, что в столице Германии предпочитают наличные.
«В Берлине очень не любят безналичный расчет. И, скорее всего, это связано, возможно, с отмыванием денег или с тем, что маленький бизнес хочет укрыться от налогов. К слову, то же самое я видела в Бельгии пять лет назад. А, например, наоборот, в Голландии очень много предприятий малого бизнеса могут принимать только карты, говорят, у нас только безналичный расчет. У них просто написано: No cash».
Москвич Сергей прожил в Великобритании пять лет и уверен, что в некоторых ситуациях наличные лучше иметь.
«В Лондоне можно жить вообще без наличных, карты принимают в барах, магазинах, в такси, в кэбах — абсолютно везде. Могут понадобиться наличные при съеме квартиры, некоторые, не знаю, видимо, не платят налоги и берут только кеш. В барах же и магазинах иногда встречается ситуация, когда тебе говорят, что есть минимальная сумма для оплаты картой, например не меньше 10 фунтов, но это тоже далеко не везде. Можно жить вообще без наличных и не пользоваться ими, если есть такая нужда».
Жительница Лиона Мария отмечает, что в плане диджитал-развития французский город уступает Москве.
«С карты оплатить можно, выжить с ней можно, но чаще всего маленькие лавочки и маленькие бары и прочее не принимают карту до определенной суммы просто, потому что комиссия за транзакцию по карте чаще всего фикс для какой-то определенной суммы, и потом уже с какой-то определенной суммы она идет по процентам. Есть еще всякие штуки про оплату, например, насколько я помню, в Москве можно, как и в Лондоне, платить карточкой или даже телефоном для того, чтобы пользоваться транспортом. Здесь это сейчас идет в тестовом режиме, и то, насколько я понимаю, не очень хорошо. Так что в этом смысле диджитал-развития Лион достаточно позади Москвы и, в общем-то, планеты всей тоже, мне кажется».
Специалист по кибербезопасности в Токио Ян Найвс ссылается на японскую ментальность и традиции.
Ян Найвс специалист по кибербезопасности «В Японии ситуация такова, что, мне кажется, в России с двумя процентами дела обстоят еще более или менее неплохо. Япония в этом плане очень общество консервативное. Они очень любят наличные деньги, и в принципе, если бы вы позвонили мне год назад, я бы сказал, что вообще никаких подвижек к хорошему нет и везде пользуются наличными. Но сейчас они пытаются как-то стимулировать. Но если говорить по факту, то очень велика вероятность в маленьком баре или, скажем, маленьком магазине в принципе не встретить никаких устройств, кроме обычной кассы, куда наличные нужно платить».
Мировым лидером безналичной экономики считается Швеция, где мобильным банкингом не пользуются только 15% населения, — так что правительству приходится думать над тем, как не дать пожилым людям умереть с голода, притом что значительная часть шведских магазинов, как сообщает CNBC, в принципе не принимают банкноты. О так называемой смерти наличности в интервью телеканалу рассказывает финансовый директор PayPal Джон Рейни.
Подавляющее большинство россиян все же предпочитают иметь при себе наличные деньги — как минимум на случай похода в ресторан, где опять «терминал не работает». По данным «Левада-центра», среднестатистический житель России носит с собой от 500 до 1000 рублей. Хотя, если банковские сервисы, которые мы привыкли считать нормой, внезапно перестанут работать, например в результате хакерской атаки, надолго этого не хватит.