«Это памятники не столько архитектуры, сколько материальной культуры». Активисты хотят спасти Русаковку
Жилые дома возле метро «Красносельская» не имеют статуса объектов культурного наследия. Как к планам спасения относятся жильцы?
Читать на полной версииАктивисты пытаются спасти исторические здания от реновации. В этот раз представители движения «Архнадзор», москвоведы и архитекторы выступили в защиту района Русаковка возле метро «Красносельская».
Жилые дома не имеют статуса объектов культурного наследия, но остаются символом эпохи, считают специалисты. Они разработали план спасения жилмассива, но чего хотят местные жители?
Район строился в рамках концепции «город-сад»: это конструктивизм, дома составляют интересные геометрические ансамбли, внутри просторных дворов много зелени. А теперь дома хотят снести, потому что, по мнению властей, их историческую значимость доказать не удалось, рассказывает член Общественной палаты, координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов.
Константин Михайлов член Общественной палаты, координатор движения «Архнадзор» «На мой взгляд, они как минимум ничем не хуже тех конструктивистских кварталов и комплексов, у которых этот статус есть. Достаточно интересные образцы архитектуры второй половины 1920-х годов. В Москве тогда много этих комплексов было построено. Это такие памятники не столько архитектуры, сколько материальной культуры того времени, отражающие представления тогдашних людей о новом быте города. То, что они не в лучшем состоянии находятся — их можно подвергнуть какой-то реконструкции. Здесь как раз отсутствие статуса памятника, может, даже и на руку сыграет».
Прямо вдоль Русаковской улицы стоят два здания, которые расселили еще при Юрии Лужкове. На карте на этом месте стоит пометка «Стартовая площадка реновации», и здания должны были снести еще в начале прошлого года.
Но в одном из них нашелся собственник подвального помещения — владелец уже закрытого китайского ресторана. Суды идут до сих пор, и временно спасенные исторические дома стоят с открытыми окнами — они даже не запечатаны. Архитектор Николай Лызлов разработал проект их спасения.
Николай Лызлов архитектор «То, что плохо для просто жилого дома, в этом случае, в общем, очень удачно, потому что это близость к метро, близость к трем вокзалам, к тому же самому Третьему транспортному кольцу, это здесь становится плюсом, а не минусом. Да и, в общем, достаточно легко можно найти людей, организации, которые готовы, с одной стороны, проинвестировать капитальный ремонт такого функционального назначения, а с другой стороны, есть операторы, которые готовы содержать здания, руководить этими гостиницами».
Даже жилые дома в районе давно требуют ремонта. Штукатурка на фасадах отваливается, сточные трубы заржавели, а рядом проходят сразу две перегруженные магистрали — сама Русаковская улица и Третье транспортное кольцо. Последнее находится прямо на уровне третьего этажа дома по адресу улица Гаврикова, 3 дробь 1. Активисты хотят внести и его в список несносимых, и даже собрали все документы. Но жильцы мечтают переехать. Вот что Business FM рассказал местный житель Валерий.
«Там деревянные перекрытия, дранка, штукатурка, и все это осыпается, все внутренние коммуникации очень старые. Последний капитальный ремонт, не считая замены лифта, был в 1980 году. Были у нас споры насчет того, чтобы остаться, но вы посмотрите, сколько будет капитальный ремонт этого дома стоить. И без выселения его сделать невозможно, потому что деревянные перекрытия поменять без выселения невозможно, они же тоже не вечные. Многие купили квартиры в центре и сделали достаточно хороший ремонт, то есть им меняли перекрытия, но это единичные квартиры. Большинство, конечно, за то, чтобы переехать, хотя бы где-то вдали получить, даже не в центре. Жить в этом районе, в районе Третьего кольца… Вы знаете, у нас окно туда выходит, если открыть окно, даже приоткрыть, за день с палец толщиной сажа от дороги».
На первом и последнем этаже люди до сих пор живут в коммуналках. По программе реновации после расселения каждому собственнику достанется по отдельной квартире. В 2017 году под реновацию попали около 300 исторических домов. Часть из них через год внесли в список несносимых, например дома — «ровесники» Русаковки на Суворовской улице и на улице Матросская Тишина.
Их историческую ценность удалось доказать, и власти планируют их расселить и реставрировать. Из зданий на Русаковской улице в этот список попало только одно строение. И пока активисты пытаются спасти дома, их жители ждут любого исхода ситуации.