«Последний оплот остался». Производители молока просят отменить лицензию на навоз
Почему власти требуют лицензию на навоз, сложно ли ее получить, как это сделать и что о проблеме думают сами фермеры?
Читать на полной версииПроизводители молока просят отменить лицензию на навоз. Об этом Союзмолоко написало в правительство, сообщили «Ведомости». Кроме того, бизнес просит в рамках регуляторной гильотины отменить и другие избыточные требования к молочникам.
«Абсурд!» — возмущается директор калужского крестьянско-фермерского хозяйства «НИЛ» Светлана Преображенская. Она недавно ездила в Европу, посмотреть, как работают коллеги. «Вся Германия, вся Швейцария пахнут навозом», — рассказывает фермер. Там к естественному и экологически чистому удобрению относятся, как к золоту. И никому в голову не придет брать с аграриев деньги за лицензию на использование навоза, как это делается у нас, говорит Светлана Преображенская.
Светлана Преображенская директор крестьянско-фермерского хозяйства «НИЛ» «Пусть приедут к нам в деревню, посмотрят, как здесь люди живут, хоть элементарно. Они оторваны от жизни, раз принимают такие решения. Да они не знают, куда этот навоз деть. Лицензия! Спасибо, задаром приезжайте, забирайте. Какая лицензия? Я понимаю, лицензия на вид деятельности, который как-то чем-то нормируется, где требуется специальная квалификация. А здесь? У нас коров половины не осталось, какая лицензия?»
У слова «навоз» есть несколько известных всем синонимов. Но государство считает его отходами. У последних по закону определенный класс опасности, а значит, чтобы использовать навоз в качестве удобрений, нужна лицензия. Это требование ввели несколько лет назад.
Доля истины в этом есть, потому что продукты жизнедеятельности животных могут быть опасны для земли и воды. Только какому нормальному фермеру или предприятию придет в голову что-то отравлять, когда навоз после годовой выдержки превращается в ценнейшее удобрение? Сама лицензия недорогая, но получить ее очень непросто, рассказывает исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов.
Артем Белов исполнительный директор Национального союза производителей молока «С одной стороны, если идти просто по процедуре и оценивать стоимость процедуры, то это очень недорого. Не думаю, что это больше нескольких десятков тысяч рублей. Но комплект документов, сама процедура и время приводят к тому, что даже не все компании, которые имеют экологов в штате, могут эту лицензию получить. А уж рассчитывать на то, что небольшой фермер, который имеет десять голов или 100 голов, например, получит лицензию на обращение с отходами… Ну вы представляете, что это такое? Вероятность того, что он сможет ее получить, очень низка».
Есть другой вариант — обратиться в специализированную компанию, продолжает Артем Белов. Там помогут получить документы. Вот только возьмут за это уже несколько миллионов рублей. Для обычного хозяйства в 100 голов — деньги неподъемные.
А ведь есть и другие требования, пишут производители. Например, система «Меркурий», где нужно регистрировать производимое молоко. Она, конечно, нужная — государство борется с фальсификатом. Но, как говорят фермеры, чтобы выполнить требования, им приходится либо отрывать от основной работы нескольких сотрудников, либо нанимать новых.
А скоро молоко придется еще и маркировать, что тоже потребует затрат, притом что маркировка будет дублировать уже существующую систему, говорят предприниматели. Business FM спросила о других проблемах тверского фермера Эдуарда Ястребова. Но узнав от радиостанции о том, что на навоз нужна лицензия, фермер не нашелся, что сказать.
«Прекрасно, я считаю, прекрасно! На то, чтобы вывезти навоз с поля, нужна лицензия или это должна делать какая-то специализированная навозная организация? А как они это видят? Я даже боюсь еще какую-либо проблему придумать. Потому что, кроме проблемы с навозом в сельском хозяйстве, никакая проблема больше в голову не идет, потому что их нет просто. Последний оплот остался».
Минприроды, правда, уже объясняло, что если бизнес выполняет все санитарные правила, то ему необязательно получать лицензию на навоз. Но, кажется, у этого органа и тех, кто непосредственно надзирает над аграриями, разные представления. У контролеров есть федеральный документ об отходах производства и потребления, и они имеют право оштрафовать предприятие или фермера за то, что у него нет лицензии.
Причем штрафы, как говорят в Союзмолоко, могут доходить до десятков миллионов рублей, что может разорить даже довольно крупное предприятие. Но проверяющие будут чувствовать свою правоту, ибо следуют букве «навозного закона».