Максим Скатов — президент саморегулируемой организации «Союз «Федерация специалистов оценщиков». В этом году его судили, приговорили к штрафу. А началось все с позиции Минюста.

Сначала о том, что такое Союз специалистов оценщиков. Это некоммерческая организация, профессиональное объединение, таких в стране очень много: союзы строителей, аграриев, машиностроителей, финансистов и так далее.

Время от времени эти ассоциации проводят собрания, выбирают руководство, принимают какие-то свои отраслевые решения. Поскольку в союзах могут быть тысячи членов и многие работают в регионах, на общие заседания приезжают не все. Вместо себя присылают представителей с нотариальными доверенностями, по которым и голосуют.

Так вот Минюст однажды решил, что так делать нельзя: никаких доверенностей, только лично. Два года назад организация Максима Скатова провела очередное собрание, а потом к нему пришли следователи и из-за того, что было голосование по доверенностям, возбудили уголовное дело: фальсификация единого госреестра. Это новая практика. И, как рассказывает Скатов, следователи ее оценили.

«Из-за этого формируется практика, которая влияет на деятельность всех СРО. Влияет таким образом, что с течением времени можно просто всех пересажать и саморегулирование ликвидируется как класс. Следователи на это говорят, что очень хорошая статья, которую можно сделать массовой, то есть, другими словами, как бы для них это хорошо, чтобы для себя формировать больше положительных уголовных дел. И суды, как ни странно, это поддерживают».

Business FM получила от бизнесмена копию приговора. Там есть много слов о том, как родился преступный умысел по смене руководства Союза оценщиков, о том, как Скатов посвятил в свои преступные планы коллегу и как эта группа лиц совершила преступление по совместному сговору.

Тут требуется еще одно пояснение. Что такое собрание какого-нибудь делового союза? Конечно, это и голосование, и выборы руководителя. Но еще это обычно и неформальное общение, и банкеты. Недаром такие съезды нередко проводят где-нибудь в курортных городах или на круизном лайнере. Но, оказывается, и здесь можно найти состав. Собеседник Business FM недавно обратился к бизнес-омбудсмену. Радиостанция связалась с Борисом Титовым.

Борис Титов уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей «Это системная проблема, потому что, конечно, саморегулируемые организации, впрочем, как и любые другие, — люди должны иметь возможность на собраниях голосовать по доверенности. То, что происходит, это какая-то странность, юридический парадокс. Я думаю, что мы его решим».

После того как дело закрутилось, Федерация оценщиков провела еще одно собрание. Максим Скатов вспоминает, что это было в пятницу вечером. Планам помешало УБЭП. Пришли около 20-25 оперативников, и все закончилось допросом у следователей. Были и другие допросы, и обыски. Потом суд. Скатова оштрафовали на 180 тысяч рублей, а коллегу, с которым был преступный сговор, — на 130 тысяч. Кстати, еще повезло — могли дать и два года тюрьмы.

Причем сама статья о фальсификации реестра юрлиц вполне себе жизнеспособная. Ее ввели, чтобы бороться с рейдерскими захватами. Но применение к некоммерческой организации как минимум вызывает вопросы.

У Максима Скатова теперь есть судимость. Апелляцию он недавно проиграл, а его коллега, помимо прочего, лишился и смартфона. Там была переписка, и ее использовали в качестве улики. По приговору телефон конфисковали в пользу государства.