Набиуллина видит потенциал смягчения кредитной политики
Глава Центробанка считает, что в России возможна ставка по ипотеке на уровне 7-8% при сохранении инфляции на уровне 4%. По ее мнению, это станет возможно «в перспективе нескольких лет»
Читать на полной версииБанк России видит потенциал для дальнейшего снижения ключевой ставки на фоне текущих экономических условий, сообщает ТАСС со ссылкой на председателя ЦБ Эльвиру Набиуллину. По ее словам, перед каждым заседанием совета директоров регулятор намерен изучать ситуацию на рынке и влияние на нее предыдущих решений по изменению показателя.
«Мы будем перед каждым советом директоров оценивать влияние на инфляцию наших прошлых решений по снижению ставки, потому что они продолжают работать с лагом, данные о состоянии российской и мировой экономики, проинфляционные риски, за которыми мы будем внимательно смотреть, — это и замедление мировой экономики, и, конечно, решения в области бюджетной политики».
Business FM спросила, что думают представители российского бизнеса о смягчении денежно-кредитной политики. Генеральный директор ОАО «Левенгук» Антон Епифанов уверен, что деньги не должны быть совсем дешевыми.
Антон Епифанов генеральный директор ОАО «Левенгук» «В коммерческих банках мы кредитуемся, стало быть, для нас кредиты должны стать дешевле. И сейчас этот процесс идет. А в долгосрочном плане я считаю, что это нехорошо. Не должны быть деньги совсем дешевыми. Я считаю, что, если бизнес имеет доступ к дешевым деньгам, он, разумеется, может больше себе позволить. Он может больше купить, больше продать, быстрее развиваться. Однако же, когда деньги слишком дешевые, это вызывает большие соблазны пуститься во все тяжкие, и это в долгосрочном плане неправильно. Так же как ипотека в 2005 году интенсивно начала развиваться, сразу полезли вверх цены на жилье, потому что деньги стали доступны, у людей стало больше возможностей покупать квартиры, застройщики отреагировали тем, что начали поднимать цены на квартиры. Я думаю, что снижение стоимости денег может привести к тому, что в распоряжении бизнеса окажется слишком много слишком дешевых денег, что может привести к нерациональному поведению бизнеса, и это несет для бизнеса дополнительные риски».
Генеральный директор, владелец каршеринговой компании YouDrive Борис Голиков считает понижение ставки позитивным моментом.
Борис Голиков генеральный директор, владелец каршеринговой компании YouDrive «Для нас это достаточно важный показатель, потому что большинство нашего флота — это лизинговые контракты, которые рассчитываются от ключевой ставки. Мы ожидаем понижения ставки, и поэтому для нас это позитивный момент».
Руководитель Агентства кибербезопасности Евгений Лифшиц отмечает, что «кредитная ситуация для бизнеса сложная».
Евгений Лифшиц руководитель Агентства кибербезопасности «Сейчас кредитная ситуация для бизнеса сложная, потому что бизнес вынужден привлекать дополнительные источники финансирования, более дорогие заемные деньги. От этого растет ставка и, соответственно, растет цена конечной продукции. Но, поскольку у меня несколько бизнесов (порядка восьми компаний), могу сказать, что у меня бизнес практически не кредитуется, не закредитован, потому что привлечь кредит сейчас у банков сложнее, чем привлечь стороннее финансирование. Я думаю, не столько нужно говорить о ставке, сколько вообще о сложности получения бизнесом кредитов, а малому бизнесу тем более практически невозможно. Понижение ставки — это хорошо, но если ты не можешь получить кредит по текущим требованиям, тебя уже не столько волнует ставка, сколько возможность вообще получения денег. Если пять лет назад у меня бизнес спокойно получал кредиты и имеет хорошую кредитную историю, то при нынешних требованиях банков, которые в свою очередь ретранслируют требования ЦБ, это сделать практически невозможно. Если у меня у компании залоговая база разбросана в виде спецтехники или каких-то материальных активов по всей России-матушке, то даже оценку ее произвести банк не может. Соответственно, не может выдать кредит под нее. Получается, очень сложное кредитование со стороны зарегулированности рынка».
Заявление главы регулятора вполне укладывается в прежнюю риторику Центробанка, говорит главный экономист Nordea Bank Татьяна Евдокимова:
Татьяна Евдокимова главный экономист Nordea Bank «Действительно, на рынке присутствуют ожидания того, что ставка продолжит снижаться. Вероятность снижения на декабрьском заседании Банка России не очень высока, по нашим оценкам. Но первое полугодие 2020 года вполне может пройти под знаком дальнейшего снижения ключевой ставки. На данный момент мы видим потенциал снижения до 6% по ключевой ставке, которая сейчас находится на уровне 6,5%. Здесь все зависит от той статистики, которая будет поступать, от того, как инфляция будет реагировать на те шаги по смягчению денежно-кредитной политики, которые уже были приняты. Вполне возможно, что тот заметный стимул, который Банк России дал в этом году, приведет к тому, что инфляция вернется к целевым отметкам и начнет, по крайней мере, возвращаться к ним в первой половине следующего года. Сейчас инфляция, если говорить о темпах месяц к месяцу, достаточно сильно отклоняется уже от целевой отметки в 4%. Поэтому снижение продолжится, но все так же зависит от того, что будет происходить в мировой экономике. И если мы будем видеть ухудшение настроений глобальных инвесторов, это может провоцировать давление на рубль, тогда в целом потенциал снижения ставки может сокращаться».
Ключевая ставка в конце года может уйти ниже 6%, считает главный экономист ЮниКредит банка Артем Архипов.
Артем Архипов главный экономист ЮниКредит банка «Мы ожидаем 5,75% к концу следующего года. Снижение может быть действительно столь выраженным, поскольку в настоящий момент сложилось несколько комплексов причин. Первая — это инфляция: скорее всего, она окажется ниже целевого уровня в 4% продолжительный период времени при предположении, что не будет новых шоков. В частности, до конца следующего года мы ждем, что при всех снижениях инфляция будет ниже 4%. Второй момент — во всем мире идет снижение ставок, и в этой связи, если мы ставки не снижаем, мы создаем определенный перекос в том, как к этому будут относиться инвесторы в активы. Это тоже совершенно лишняя вещь, поскольку способна привлечь спекулянтов, это неустойчивая ситуация. ЦБ, очевидно, будет оценивать, насколько уже осуществленные снижения ставок повлияют на цены, на инфляцию. И когда эта оценка будет получена, будет дальнейшим образом подстраивать «оптимальный путь по ставке». Будет ли это означать, что снижение обязательно должно быть в декабре? Нет. Но мы считаем, что скорее оно состоится. Снижение ключевой ставки, очевидно, является некоторым сигналом к тому, что денежно-кредитные условия должны становиться мягче, то есть фактически заемщики должны относительно дешевле получать кредиты, чем это было в предыдущие периоды. Все зависит от того, насколько глубоко ЦБ готов снижать. Если ЦБ ориентирует на длинное снижение, значит, по логике вещей, экономическая активность будет расти. Это означает, что будет больше бизнеса, будет выше активность и, как следствие, будет определенное давление на цены, и это выведет инфляцию на тот уровень, который таргетирует Банк России».
Председатель Центробанка также объяснила, почему инфляция в России пока отклоняется от цели 4% и прогноза ЦБ. Главными факторами этого стали укрепление рубля и рост цен на нефть. Эльвира Набиуллина подчеркнула: регулятор понимает, что бизнес ориентируется уже на эти прогнозы и корректирует ожидания. По последнему прогнозу ЦБ, годовая инфляция по итогам этого года будет находиться в диапазоне 3,2-3,7%. Как ожидает ЦБ, по итогам следующего года она составит 3,5-4% и останется вблизи 4% в дальнейшем.