Спектакль «Норма» по Сорокину ставит Максим Диденко
В Театре на Малой Бронной одна из главных ноябрьских премьер сезона. Играют во Дворце на Яузе, здание театра на Патриарших тем временем уходит на ремонт
Читать на полной версииДворец на Яузе даже во время репетиций «Нормы» выглядит наряднее, чем когда здесь квартировал «Современник». Со сцены в зал выдвигается большой черный подиум. Узоры на заднике рисует проектор, который стоит как квартира на Новослободской. Между рядов бегает режиссер Максим Диденко и командует актерам с большим чувством посыпать актрису землей. Земля у Сорокина — важный символ. На книгу «Норма» режиссер впервые наткнулся пару лет назад, когда стал погружаться в московский концептуализм ради совсем другого спектакля.
Максим Диденко режиссер «Я подумал, что это классный материал романом даже не назовешь. Такая поэтическая и мозаичная история, и мне показалось удивительно, насколько она резонирует с тем, что происходит в нашей стране, поскольку тема арестов и конфискаций — это норма, к которой мы стали привыкать. Это было три года назад, до дела «Седьмой студии»… Хотелось бы, чтобы наша реальность выглядела иначе, но Сорокин оказался пророком».
Сорокин написал «Норму» 40 лет назад, это был его дебютный роман, который и романом толком не назовешь: семь частей в стилистике соцреализма: от писем до описания производственного совещания. А «норма» там — это брикет фекалий, которые на страницах книги предполагалось употреблять в пищу жителям государства.
Продюсер спектакля Светлана Доля задумывала постановку проектной, но летом с ней возникли сложности, а следом на горизонте появился Константин Богомолов, который предложил Доле, во-первых, возглавить фонд помощи театру имени Соломона Михоэлса (среди попечителей там Усманов и Абрамович), а во-вторых, копродукцию с Театром на Малой Бронной и место для «Нормы» в репертуаре. Доля согласилась.
Светлана Доля продюсер спектакля «Я когда затеяла это все, не могла представить себе, в какие масштабы все это выльется. Когда у нас появился основной бюджет, денег не хватало. Та же Бронная дает свою технику. То, что мы ложимся технически на Бронную, это очень дорогого стоит. В «Норме» будет применена технология, которую в России не использовали ни разу ни в одном театральном проекте. Когда ребята показали мне референсы, а потом цифры, я сначала офигела, а потом сказала — а вот на это мы зайдем. Бизнес-план строится на билетах. В первый раз мы так придумали — у нас есть дорогие билеты за 6-7 тысяч рублей, но есть билеты за 100-300 рублей. «Яуза» огромная — это на 800 человек зал. И я не могу сказать, что это ужасные места. Тот же балкон, где билеты за 500 рублей, я сегодня ходила, это круче выглядит, чем места в партере. Далеко, но это красивая картинка. Билеты есть. Главное — успевать их купить».
Успеть купить надо и дорогие: в ноябре спектакль играют четыре раза, в декабре всего дважды. Билеты на 6 ноября есть по 7 тысяч рублей. На 20 декабря — много вариантов по 300 рублей.