В «Яндексе» у «Сбера» есть «золотая акция», которую госбанк в свое время получил за один евро. Кроме того, с «Яндексом» у него совместный проект «Беру». В этот маркетплейс Сбербанк вложил 30 млрд рублей. Акции «Рамблера» «Сбер», по данным СМИ, купил за 11 млн. Теперь банк намерен купить 20% голосов в Mail.ru Group, по версии Bloomberg, — примерно за 170 млн долларов. Плюс у них готовится совместный проект — платформа по доставке еды, на базе мэйловских Delivery club и агрегатора такси «Ситимобил». Продолжает венчурный инвестор Василий Сидоров.

Василий Сидоров венчурный инвестор «Здесь не только вопрос финансовой инвестиции, которая для Сбербанка тоже имеет смысл. Другой момент заключается в том, что у Сбербанка наверняка есть уже идеи, какие синергии можно из этого извлечь. Огромная клиентская база у Сбербанка, с одной стороны, и огромный объем информации по клиентам, которые становятся все больше, и, с другой стороны, есть очевидные сервисы, которые предоставляет компания Mail.ru, и там синергии можно найти довольно много при желании».

Это отчасти и портфельная инвестиция, интернет-компания прибыльная: по прошлому году у Mail.ru 14 млрд рублей. Кстати, стоит сравнить с «Яндексом», который Сбербанк так и не купил. Прибыль компании Аркадия Воложа в 2018 году — почти 46 млрд рублей.

В будущей сделке по покупке Mail.ru мог быть и политический мотив. Речь идет о законе Антона Горелкина, который запрещает иностранцам владеть больше 20% в значимой интернет-компании. Но правительство предложило повысить порог до 50%. Поскольку российским акционерам принадлежит 59% голосов Mail.ru, то группа, вероятно, под закон не попадет. К тому же, «Сбер» хочет купить акции у российских же владельцев, точнее, у Газпромбанка. В итоге один госбанк заменит другой. О другой тенденции говорит директор компании LiveInternet Герман Клименко.

Герман Клименко бывший советник президента по развитию интернета, директор компании LiveInternet «В рамках централизации, интернет явно склонен к централизации — для того чтобы противостоять зарубежным гигантам, мы, по идее, должны и так договориться. Но сами по себе внутри компании договориться не могут, поэтому Сбербанк здесь выступает в роли вполне себе логичного игрока. Мы видим, как «Сбер» тестирует отношения со всеми крупными игроками рынка».

Можно сказать, что «Сбер» становится неким «белым рыцарем» российского интернета. Или даже мегарегулятором, который и сам участвует в бизнесе, а заодно представляет государственные интересы. Ну, и, как выразился сам Герман Греф, конкурирует не с какими-то другими банками, а с такими мировыми гигантами, как Apple и Google.

Относиться к этому можно по-разному. Кто-то скажет о тотальном вмешательстве государства в интернет. А кто-то вспомнит, что Сбербанк давно уже и сам лидер в цифровых технологиях. И, в отличие от некоторых депутатов, обладает в этой сфере высокой квалификацией.