Надвоицы — небольшой поселок в 250 километрах от столицы Карелии Петрозаводска. Суровая северная природа с густыми хвойными лесами и большие озера, входящие в Беломорско-Балтийский канал. Там находилось подразделение Соловецкого лагеря, а в 1950-х открылся алюминиевый завод, который в 1990-е перешел под контроль предпринимателя Олега Дерипаски, а в прошлом году закрылся из-за санкций США.

Завод считается градообразующим для поселка предприятием. Из шести тысяч жителей там работал каждый десятый. Теперь планируется открыть криптоцеха и установить оборудование для добычи биткоина. Эти устройства производит компания Russian Mining Company, которая создана при участии интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева. Он обещает трудостроить если не всех бывших сотрудников завода, то многих.

Дмитрий Мариничев президент «Радиус Групп» «Количество людей, например операторов, системных администраторов, будет измеряться сотнями человек. Во-вторых, мы не говорим только о майнинге, мы говорим о том, что любые вычисления, которые требуют локальной обработки информации, будут востребованы. Например, сейчас популярны сервисы, связанные с нейросетями, когда вы можете поменять улыбку вашего кота и положить ее на морду бегемота и так далее. Программистам туда ехать не нужно, это все можно делать удаленно, а все, что касается обслуживания непосредственно вычислительных мощностей, инженерной инфраструктуры, это все будет делаться местными жителями».

В октябре компания Дмитрия Мариничева объявила о сотрудничестве с британской криптобиржей Cryptonex. Вместе с иностранцами россияне планируют добывать до 20% биткоина. Сейчас доля России — не более 1,5%.

Локация для предприятия выбрана удачная: суровый климат (холод не даст оборудованию перегреться), а главное, электроэнергия тут от гидроэлектростанций, то есть сравнительно недорогая, и местные мощности были в состоянии удовлетворять такое энергоемкое производство, как выплавка алюминия. То есть и майнить тут можно в полную силу. Условия очень похожи на Иркутск, где сосредоточено много криптоферм, но Надвоицы гораздо ближе к Москве. В бывших цехах уже начались работы, нанимают людей, рассказал местный житель, бывший сотрудник завода Денис Вилков.

«Майнинг там запускают, пытаются наладить. Как это будет работать, не знаю. Там уже есть трудности, потому что одна компания, наняв подрядчиков, не расплатилась с заводом, как обычно все в России происходит, все пень через пень. Потом субподрядчики нанимают каких-то [людей]. Полулегальные-полунелегальные договора, которые нигде не работают. Ни в один суд с этим договором не придешь! Не соблюдается ни трудовое законодательство РФ, ни техника по охране труда. Человек приходит, ему говорят: «Мы тебе заплатим 30 [тысяч рублей], ты должен сделать столько-то». По итогу ему дают 15 [тысяч рублей], если вообще дают, дают пендаля следом с этими пятнадцатью и нанимают других».

У Russian Mining Company уже был опыт криптопроизводства. Два года назад компания собрала во время ICO 43 млн долларов и начала майнить биткоины и эфир в Москве на территории бывшего завода «Москвич». Однако предприятие быстро закрылось из-за невыгодности. То, что сейчас пытаются запустить в Карелии, кажется, в благополучном для майнинга регионе, тоже может окончиться провалом, если крипторынок не пойдет вверх, считает блокчейн-специалист Михаил Чеканов.

Михаил Чеканов блокчейн-специалист «Подобных инициатив за последние несколько лет, особенно на пике рынка, было очень много. Кто только ни заявлял о запуске громадных ферм с дешевым электричеством в арктических регионах. Но ни один из таких проектов не был реализован. С точки зрения занятости здесь говорить скорее не о чем, потому что обслуживание такого специализированного дата-центра действительно не требует квалифицированной силы: достаточно главного инженера, энергетиков, людей, которые заменяют использованное оборудование, а его обслуживание, его настройка, на самом деле, сводится к нескольким достаточно банальным операциям».

В следующем году поселку Надвоицы исполнится 400 лет. Его история — как история человечества: в XVIII веке там добывали золото и медь, в XX веке было металлургическое производство, в XXI веке, если повезет, будет IT-индустрия.