Чего хотят Москва, Киев и Еврокомиссия от переговоров по транзиту газа через Украину?
В Брюсселе должны продолжиться трехсторонние переговоры на эту тему. Эксперты считают, что на данном этапе договориться о чем-то существенном вряд ли получится — разногласия слишком серьезны
Читать на полной версииВ Брюсселе 28 октября должны продолжиться трехсторонние переговоры между Россией, Украиной и Еврокомиссией по транзиту газа через Украину. Российский МИД ранее заявлял, что в Кремле придерживаются сдержанного оптимизма относительно этого раунда диалога, о конструктиве говорил и еврокомиссар по вопросам энергии Марош Шефчович.
Однако эксперты считают, что на данном этапе стороны вряд ли договорятся о чем-то существенном. Разногласия пока слишком велики. Начать хотя бы с того, что в России такие встречи даже не считают переговорами — это консультации. Обсуждается на них будущее транзита российского газа через Украину.
Чего хочет Киев? Он хочет долгосрочного контракта с гарантированными объемами транзита. «Газпром» гарантии давать не готов. В том числе потому, что даже с учетом отсутствия принципа «качай или плати» он уже проиграл «Нафтогазу» в Стокгольмском арбитражном суде иск на 2,5 млрд долларов.
В Москве считают это решение политически мотивированным. «Газпром» же готов на заключение краткосрочного контракта при условии, что как-то будет решен вопрос уже проигранного суда и будут отозваны все остальные иски, которые Киев уже подал или пока только собирается.
Чего хочет Европа? Чтобы в Европу поступал газ. На чем в этих условиях можно было бы сойтись? Ситуацию комментирует заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Александр Фролов заместитель генерального директора Института национальной энергетики «В принципе российская сторона уже в марте текущего года обозначила возможность предоставления скидки на газ для Украины. Эту скидку можно считать некой отправной точкой для урегулирования вопроса долга. «Газпром» не отказывается платить, но можно выплатить не этой фиксированной суммой, а скидками на газ, повышенным тарифом на транзит и прочее. Есть другие формы оплаты, но украинская сторона в силу ряда причин не хочет их обсуждать».
Но есть и другие нюансы. Например, тот факт, что «Нафтогаз» со следующего года чисто юридически не сможет быть оператором, отвечающим за транзит. Поэтому не до конца понятно, с кем вообще сейчас «Газпрому» можно было бы заключить новый контракт. В переговорах-консультациях участвует «Нафтогаз», а будущий оператор на них не представлен.
Так или иначе есть один вариант, который в принципе всех бы устроил. Он предусматривает переход Украины до конца года на Третий энергопакет ЕС, говорит эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер и заодно напоминает о том, что это такое.
Но тут другая проблема — в Москве не уверены в том, что Украина успеет до конца года перейти на Третий европейский энергопакет, о чем на прошлой неделе заявляла заместитель председателя правления «Газпрома», глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова.
Ну а консультации продолжаются. В частности, этот раунд пройдет на фоне того, что на прошлой неделе голландский суд арестовал акции «дочки» строителя «Турецкого потока» — все по тому же иску «Нафтогаза Украины».