Царь в белой футболке, битбокс, но без отступлений от текста. В МХТ поставили пьесу «Царь Федор Иоаннович»
Постановка сделана в рамках проекта «Память места», его задача — возвращать на сцену полузабытые произведения, связанные с историей МХТ
Читать на полной версииВ МХТ имени Чехова ко дню рождения театра поставили пьесу Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович». Режиссер Марина Брусникина оригинально обыграла произведение, с которого начиналась история Московского художественного театра.
Перед началом вместо занавеса с чайкой висят костюмы, в которых играли актеры на премьере в 1898 году. Играли тогда, правда, не в Камергерском, а в саду «Эрмитаж» — там зарождался МХТ.
Кафтаны и платья поднимают над сценой. За ними — длинный черный стол и пластиковые стулья. Минимум декораций и реквизита. Постановка — микс литературной читки и классического спектакля. Все герои в джинсах и белых футболках. Крупные подписи «Царь» и «Царица» на майках только у главных персонажей. Актеры физически не взаимодействуют между собой — сидя или стоя по ролям читают текст Толстого.
В антракте Business FM обсудила происходящее с театральным критиком, главой медийного центра МХТ Вадимом Верником.
— Вроде бы и современные актеры, они входят в образ, и есть зазор определенный. Но постепенно происходит это наполнение, и актеры уже играют в мхатовских традициях психологического театра.
— Вам не кажется, что это довольно сложный для восприятия жанр?
— Этот спектакль начинается как некая медитация. Постепенно нужно войти в этот ритм. Вдруг в какой-то момент возникает рэп. В спектакле заняты Эдуард Чекмазов, Алексей Кравченко, Евгений Арсеньевич Киндинов — это уже патриарх Художественного театра, который работал и с Олегом Николаевичем Ефремовым, с Олегом Павловичем Табаковым. Поставила спектакль Марина Брусникина, ученица Ефремова. С одной стороны, это актерская энергия, очень, на мой взгляд, сильная, а с другой стороны — пристальное внимание к тексту. Это требует какого-то максимального сосредоточения. Ну, театр сегодня — это не только праздники и фейерверки.
Все музыкальное сопровождение пьесы лежит на молодом актере Данииле Феофанове. Он исполняет битбокс — для него даже создали специальную партитуру. Там прописано, где и как стучать. Бит Феофанова сопровождает дебаты Шуйского и Годунова, монологи Федора. Образ царя получился очень ярким, считает режиссер Марина Брусникина.
Марина Брусникина режиссер «Я поняла, что мы можем сделать «Царя Федора», потому что у нас в театре есть такой артист Эдуард Чекмазов, которого я знаю очень давно, еще с «Пролетного гуся». В нем есть это невероятное детство, обаяние и чистота в его индивидуальности. Понятно, что это уникальное явление — царь-идеалист — случилось на Руси. Дело не в том, что он какой-то не совсем здоровый, он очень умный и чистый, светлый человек. В Эдуарде это есть. Просто потрясающий совершенно текст. Столько смыслов, которые работают сегодня. Хотелось, чтобы зритель именно это услышал — без бород, без костюмов, только текст вытащить. Держать зрителя — должна быть точность».
«Царя» поставили в рамках проекта «Память места», его задача — возвращать на сцену полузабытые произведения, которые связаны с историей МХТ. Впервые спектакль показали летом на новой сцене на 100 мест.
Это была разовая акция. Теперь попробовали перенести на основную сцену и приурочили это ко дню рождения театра. Когда снова можно будет увидеть «Царя Федора Иоанновича» в МХТ, пока неизвестно.