СМИ: Рамиль Шамсутдинов расстрелял сослуживцев из-за неуставных отношений
Рядового могли травить из-за национальности. Эксперт Сергей Кривенко отмечает, что «когда сталкиваются ребята из разных культур, тебя бьют не из-за того, что ты башкир, а из-за того, что у тебя просто другая культура»
Читать на полной версииСМИ стали известные новые подробности трагедии, произошедшей в Забайкалье. По данным источников «Коммерсанта» в военном ведомстве, рядовой Рамиль Шамсутдинов расстрелял сослуживцев из-за неуставных отношений, в частности его могли травить из-за национальности.
Как сообщало Минобороны, инцидент произошел 25 октября вечером. При смене караула военный начал стрелять по сослуживцам из табельного оружия, убил восемь человек и тяжело ранил еще двоих. Стрелявший задержан. В военном ведомстве заявляли, что убийство могло произойти на почве нервного срыва и, по предварительным данным, не связано с прохождением службы.
Шамсутдинова призвали в армию только в начале июля этого года, признав годным к службе по здоровью с незначительными ограничениями. По шкале профпригодности из четырех он получил при наборе вторую.
Что могло произойти на самом деле? Об этом Business FM поговорила с координатором общественной инициативы «Гражданин и армия» Сергеем Кривенко.
— Может ли учитываться национальный фактор?
— Национальный фактор фактически не учитывается. Единственное, что можно сказать, что он учитывается до сих пор для призыва с Северного Кавказа, которому просто ограничен призыв. По сравнению с десятилетней давностью цифры призыва сокращены чуть ли не на порядок. А по остальным я, по крайней мере, не слышал никаких таких разнарядок, что ребята из Бурятии служат только там-то, а ребята из Татарстана только там-то. Такого нет. Наоборот, стараются «размазать» представителей разных национальностей и перемешать.
— По национальному признаку существует какая-то статистика в армии?
— К сожалению, Минобороны закрылось в последние годы. Последний раз они публиковали статистику происшествий и преступлений в Вооруженных силах десять лет назад, в 2009 году. После этого это было признано нецелесообразным, а сейчас это вообще даже закрывается — информация о количестве погибших и вообще о том, что там происходит.
— Версия о том, что это могла быть травма по национальному признаку…
— Мы несколько раз проводили экспертные мероприятия с уполномоченным по правам человека и с Министерством обороны, правозащитники собирались и как раз исследовали вопросы преступлений на национальной почве. Там фактически случаев, когда преследуют именно из-за национальности, единицы. Большая часть идет из-за культурологических различий. Когда сталкиваются ребята из разных культур, тебя бьют не из-за того, что ты башкир, а из-за того, что у тебя просто другая культура. Это есть. Но в армии же за этим должны следить, это обязанность командира. То есть командир вполне может организовать прохождение службы так, чтобы сглаживать все национальные особенности, когда все перемешиваются. Армия — это не улица. В армии должно быть все под контролем. То, что сейчас появляется информация, это даже не о национальности, а о том, что у него были переработки при прохождении службы, заставляли в наряды без очереди ходить, и таких случаев у нас довольно много. Сейчас дедовщины как таковой нет, но тем не менее очень многое связано с коррупцией, есть части, где просто откупаются от нарядов, соответственно, те, кто не может откупиться, должны еще больше вне своего графика работать. А когда человек в нарядах бесконечно стоит, он не спит. У нас был случай, когда парень три-четыре месяца подряд ходил в наряды, спал по два, по три часа в день, и у него крыша поехала, он просто сбежал из части и скрывался на дачах, где-то отсыпался. Его потом нашли.
Рамиль Шамсутдинов, как пишут СМИ, родился и вырос в небольшом селе Вагай Тюменской области. Ему 20 лет, он занимался греко-римской борьбой, а также в специализированной группе добровольной подготовки к службе в Вооруженных силах «Русичи» вагайской средней школы. Мечтал служить в армии.
Друзья Рамиля говорят, что он из хорошей семьи. Учитель часто назначал его ответственным за разные мероприятия. Как пишет «КП», воспитывал Рамиля отец — сейчас пенсионер, ранее служивший в МВД. Старшие братья тоже работают в полиции. На допросе, как сообщают СМИ, Рамиль заявил, что не жалеет о своем страшном поступке.