В Аргентине должен пройти второй тур президентских выборов. Что может измениться в стране?
По всем прогнозам, действующий президент Мурсио Макри вряд ли сохранит кресло, ему придется уступить место Альберто Фернандесу
Читать на полной версииВ Аргентине день тишины. В воскресенье, 27 октября, в стране должен пройти второй тур президентских выборов. По всем прогнозам, действующему президенту Мурсио Макри придется уйти, уступив место Альберто Фернандесу. Аргентинцы недовольны тем, что Макри не удалось вывести страну из рецессии. Более того, за время его президентства курс аргентинского песо к доллару снизился почти в шесть раз, а инфляция достигла примерно 50% в год.
При этом эксперты сомневаются, что переломить эту тенденцию удастся и Фернандесу. Как приход нового президента скажется на отношениях с Россией и как это повлияет на ситуацию в Латинской Америке?
Проблемы Аргентины тянутся больше десяти лет, с кризиса 2008 года, накануне которого к власти пришла Кристина де Киршнер, у которой тогда и работал Альберто Фернандес. То, что после того, как мир в целом от кризиса оправился, а Аргентине это удалось плохо, можно было бы списать на политику испорченных отношений с США.
Однако и у Мурсио Макри, который пришел на смену Киршнер и у которого с США была любовь, причем он пытался проводить реформы (их можно скорее назвать неолиберальными), ничего не получилось. Кроме того, Макри показал, что совсем не умеет выстраивать социальную политику, говорит профессор кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений СПбГУ Виктор Хейфец.
Виктор Хейфец профессор кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений СПбГУ «Хотя многие мои коллеги говорят о возвращении левых, я бы так не стал говорить. И Фернандес, и Кристина де Киршнер — это не совсем то же самое, что традиционные левые. Он, скорее, центрист. Я, честно говоря, не жду принципиального изменения экономической модели. Никаких массовых национализаций, никаких серьезных выяснений отношений с Уолл-стрит не предстоит. Явно не будет принципиально обновляться команда МИДа, возможно, будет меньше присоединения к инициативам США в области внешней политики. Меньше будут ссориться с нынешним венесуэльским правительством. Сохранит добрые отношения с Россией и Китаем. Будет, видимо, больше социальной политики. Больше денег выделяться на науку и культуру».
Коалицию «Фронт для всех» Альберто Фернандеса часто принято называть левоцентристской. Однако речь скорее идет о таком специфическом аргентинском политическом явлении, как перонизм, которое существует с конца 1940-х годов и неизменно вызывает тревогу у крупных международных инвесторов.
Поэтому есть риск, что, если Фернандес победит, проблемы в экономике будут нарастать. И это на фоне того, что весь южноамериканский континент уже, похоже, лихорадит — Венесуэла, Чили, Боливия, Эквадор. Есть риск, что в этом ряду со временем окажется и Аргентина, считает руководитель Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН Петр Яковлев.
Петр Яковлев руководитель Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН «Международные партнеры, которые сейчас есть у Аргентины, инвесторы, многие из них, опасаясь очередного прихода перонистов и зная их политику, понимают, к чему это может привести, пакуют чемоданы, и это может усугубить положение в стране и привести не только к экономическим трудностям, но и к политическим турбулентным явлениям. И это одно из звеньев той действительно неустойчивой ситуации, которая охватила в настоящий момент многие страны Латинской Америки».
В программе Альберто Фернандеса — стимулировать экономику, причем увеличив зарплаты и пенсии. Идея такова, что это увеличит внутреннее потребление и, как следствие, вызовет экономический рост. Причем это опять же не совсем социализм, а скорее все тот же перонизм.
Но есть сомнения, в том, что эти рецепты 70-летней давности сработают, как не сработали и неолиберальные потуги соперника Фернандеса. Между тем один из лучших аналитиков развивающихся рынков Марцин Липка предсказал агентству Bloomberg, что в случае победы Фернандеса падение аргентинской валюты в ближайшие месяцы составит 50%, до отметки 100 песо за доллар.