Для адвокатов в России хотят ввести «гонорар успеха»
Согласно законопроекту, размер вознаграждения будет зависеть от результата. Нужно ли регулировать гонорары законом и как к этому относятся сами адвокаты?
Читать на полной версииВ России для адвокатов могут ввести так называемый гонорар успеха. Соответствующий законопроект комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал принять во втором чтении. Согласно поправкам, размер вознаграждения от доверителя будет зависеть от результата оказания адвокатом юридической помощи.
«Гонорар успеха» — это своего рода премия адвокату за победу в суде. Такая форма применяется во многих странах, а в России официально существовала до революции. По мнению авторов законопроекта, это поможет тем, у кого нет денег на адвоката: в случае выигрыша можно получить большую сумму и выплатить гонорар.
Фактически такие премии существуют и сейчас, но они не закреплены законом. Бывали случаи, когда клиент, несмотря на договоренности, отказывался платить, аргументируя это тем, что такой нормы, как гонорар успеха, нет в законе. Поэтому адвокатское сообщество восприняло законопроект с энтузиазмом, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов.
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «По гражданским арбитражным делам, в зависимости от качества выполненных услуг, такая практика существовала, и по уголовным делам, чего греха таить. Конечно, нам известна позиция Конституционного суда, что невиновность человека есть, такая субстанция объективна и не связана якобы с работой адвоката. Но на самом деле это не так, мы все прекрасно понимаем».
Однако уголовных дел законопроект не касается. Как говорят юристы, в основном это будет практиковаться в арбитраже там, где фигурируют многомиллионные иски.
Сейчас официально применяется фиксированная оплата, реже — почасовая. Будут ли законодатели прописывать, как именно рассчитывать «гонорар успеха», пока неизвестно. По мнению адвоката Федора Трусова, это должны решать защитник со своим доверителем: система «процент от иска» работает не всегда.
«В некоторых случаях «гонорар успеха» определяет, насколько меньше ты заплатишь. И это тоже успех. Сторона истца субъективно понимает, что для нее успех, и в зависимости от этого может установить тот гонорар, который они считают необходимым, с учетом способностей, навыков, опыта конкретного адвоката. Поэтому все это должно быть отдано максимально на усмотрение сторон. Это не совсем правильно, что законодатель лезет туда, по большому счету, это интимное дело заказчика и доверителя».
«Гонорар успеха» в целом должен повысить качество оказания юридической помощи. Существуют адвокатские коллегии, которыми руководят известные защитники. Люди идут на громкое имя, а попасть могут к малоопытному и не очень старательному адвокату. Доверитель в итоге теряет деньги, не получив результат. С принятием поправок такие риски снизятся.
Впрочем, риски могут появиться для самих адвокатов. С точки зрения закона адвокат не предприниматель, но, получается, им является по сути. Здесь кроется подводный камень, говорит управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов.
Владимир Юрасов управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» «Гонорар успеха иногда может быть намного больше, чем хотелось бы, допустим, налоговым органам, правоохранительным структурам, элемент зависти и так далее, надо вещи называть своими словами. Как бы не сложилось так, что, получив «гонорар успеха», адвокат окажется в поле видимости налоговых и иных государственных структур под риском отчитаться, почему такой большой «гонорар успеха» за положительный результат. Естественно, он должен быть прописан в договоре между клиентом и доверителем».
Помимо «гонорара успеха» законопроект затрагивает и другие стороны адвокатской деятельности. Например, дела для назначаемых адвокатов будут распределять при помощи автоматизированной информационной системы. Это исключит такое явление, как «карманные адвокаты», считают в Госдуме. Адвокат, изгнанный из сообщества, не сможет больше представлять клиента в суде: сейчас такое сплошь и рядом — был бы диплом. Адвокатские палаты будут вести публичную финансовую отчетность. Вводится также единое тестирование — своеобразное ЕГЭ для получения статуса адвоката.