Первый приговор в виде домашнего ареста вынесен в России. Этот вид наказания начал действовать с 10 января этого года, когда вступил в силу закон "Об ограничении свободы" - так называемый "Домашний арест". Это наказание предусмотрено практически по всем видам экономических преступлений. Власти рассчитывают примерно на 100 тысяч таких приговоров в год, однако юристы в этом сильно сомневаются. Суды не готовы так смягчиться, а у надзирателей появится новая кормушка - домашним арестантам придется откупаться от тюрьмы. Подробности в специальном расследовании журналист Бизнес ФМ Любови Ширижик.


Новый вид наказания впервые решились применить в регионах. В Оренбурге один год домашнего ареста суд назначил 27-летнему безработному. Он обокрал дачу. Сейчас в колониях почти 900 тысяч заключенных. Еще 560 тысяч отбывают условное наказание. Государство на каждого заключенного тратит 26 тысяч в месяц. Домашний арест должен сократить эти затраты, говорит глава общественного совета при ФСИН Мария Каннабих:

"А если человек будет находиться под домашним арестом, то он будет самостоятельно питаться, лечиться, и наши СИЗО будут таким образом разгружены. Контроль за этими людьми, в общем, достаточно примитивен. На уголовно-исполнительные инспекции возлагаются очень большие функции".

Помимо колоний еще 180 тысяч человек в следственных изоляторах, из них 75 тысяч выходят ежегодно либо оправданные либо в связи с закрытием дела, то есть они отсиживают по нескольку лет ни за что. Домашний арест должен в корне изменить ситуацию, заявил генпрокурор Юрий Чайка БФМ:

"Это абсолютно правильная норма, она дает нам возможность более эффективно работать, с точки зрения следствия, с людьми. В то же время, и изолировать от общества. Это не надо дополнительно финансировать у нас следственные изоляторы. Чем меньше будет таких людей там, тем меньше затрат будет на следственные изоляторы, и тем меньше будем плодить организованной преступности".

Как мера пресечения домашний арест применяется очень редко. 0,02 процента- это 60 человек в 2009 году, а за решетку отправили более 200 тысяч. На официальном уровне это объясняется тем, что невозможно проконтролировать человека под домашним арестом. Но адвокаты винят судей. Говорит депутат из думского комитета по безопасности Геннадий Гудков:

"Вот этот маразм, конечно, надо прекращать. Потому что эти заказные дела заводятся за большие деньги для того, чтобы человека посадить до суда, и продержать его там можно год, полтора, два. Пока на сегодняшний день даже попытки сделать комфортные тюрьмы сталкиваются с противодействием серьезным, хотя очень много людей желают построить тюрьмы с уровнем комфорта отеля 2-3 звезды, которые обеспечат, естественно, заключение".

Электронные браслеты появились, но их немного и в законе пока не прописано как их применять. Да и сами сотрудники уголовно-исполнительной системы еще не понимают как работать с домашними арестантами. Форум на сайте Федеральной службы исполнения наказаний завален вопросами типа "Непонятно как проверять, не отсутствует ли осужденный дома - "выезжать в нему на дом ежедневно?". Другой надзиратель пишет-цитата "Нам сказали, будем бегать ножками и работать в две смены. Машины у нас нет, а ездить на автобусе - зарплаты не хватит. Так что 10 год обещает быть веселым", - признаются сотрудники ФСИН.
Кроме домашнего ареста, с этого года суды могут наказывать исправительными работами за преступления небольшой и средней тяжести.