Чубайс прокомментировал законопроект о значимых интернет-ресурсах
Глава «Роснано» на международном форуме «Открытые инновации» ответил на вопросы Business FM о законопроекте, касающемся значимых интернет-ресурсов
Читать на полной версииАнатолий Чубайс в интервью Business FM прокомментировал внесенный в Госдуму законопроект о значимых интернет-ресурсах. По словам главы «Роснано», ограничивая долю иностранцев в крупных российских IT-проектах, Россия вредит сама себе.
По его мнению, в инновационной сфере «международность и глобальность — это просто must, абсолютная необходимость». С Анатолием Чубайсом на международном форуме «Открытые инновации» беседовал главный редактор Business FM Илья Копелевич.
— Закон, о котором сейчас очень много говорим, который касается IT-сферы, — это тоже инновационная сфера, но не совсем ваша, вы все-таки в промышленности, но тем не менее он, наверное, многими будет проецироваться вообще на инновационные компании. Поскольку те, которые я знаю, с которыми мы общаемся, они все нуждаются: а) в широком круге инвесторов, максимально широком; б) в максимально широком рынке сбыта, они в принципе ориентированы на международный рынок, зачастую на международную юрисдикцию и вообще быть международными. Вот насколько, во-первых, на ваш взгляд, сохранение того режима, который есть, важно? И насколько, на ваш взгляд, то, что делается в IT-индустрии, может психологически влиять на остальные инновационные сферы?
— В инновационной сфере то, о чем вы говорите, а именно такая международность, глобальность — это просто must, это абсолютная необходимость. Компания, которая даже в своих дальних планах не имеет такой задачи, — это компания, которая обречена, извините, на местечковость. Это компания, которая просто не может стать крупной компанией. На одном российском рынке в нашей сфере практически невозможно создать, скажем, «единорога», компанию с капитализацией в 1 млрд долларов, которая бы не имела международных инвесторов, международных продаж, не имела бы экспорта и так далее. В этом смысле любые ограничения здесь — это какое-то второе кольцо санкций. В этом смысле ограничение количества инвесторов, то бишь покупателей, — это прямо пропорциональное влияние на цену, а значит, на малтиплы, на доходность и так далее. Это все фундаментально ослабляет и экономические результаты в инновационной сфере, да и не только экономические результаты, но и сами технологии, которые в итоге строятся, достигаются. В этом смысле, когда мы к имеющимся объективным трудностям, понятно откуда возникшим — из сложности геополитики, пытаемся добавлять еще и свои ограничения, это история, которой я не могу найти никакого здравого оправдания. В моем понимании мы вредим сами себе.
— Ну, скажем так, в промышленном инновационном секторе таких ограничений на данный момент нет. Поэтому вопрос здесь, конечно, восприятия определенного тренда. Вот какие-то эмоции возникли? Обсуждения возникли?
—Конечно, это влияет на атмосферу. Да, мы видим те ограничения, которые в этом случае возникнут в «Яндексе». Но мы с вами даже не видим, даже не понимаем то количество потенциальных инвесторов, которые, возможно, не обязательно из США, из Китая, с Ближнего Востока, которые, возможно, думали для себя об инвестициях в России. Услышав об этой новости, они перестали думать об этом.
Законопроект о значимых интернет-ресурсах был внесен в Госдуму минувшим летом, отзыв правительства на инициативу был опубликован накануне. Кабинет министров в целом поддерживает поправки, но со значительными изменениями.
В частности, предлагается ослабить ограничение иностранной доли в значимых IT-проектах с 20% до 50% минус одна акция. Бумаги «Яндекса», которые лишились на новостях о законопроекте 20% стоимости, восстановили примерно половину потерь.