«Народу тяжело, работы нет». Приморские власти просят правительство помочь авиаремонтному заводу
О ситуации на 322-м авиационном ремонтном заводе, сотрудников которого перевели на двухдневную рабочую неделю, Business FM рассказали сами рабочие
Читать на полной версииОбновлено в 14:19
Власти Приморья просят российское правительство помочь 322-му авиационному ремонтному заводу, где сотрудников перевели на двухдневную рабочую неделю. Многих сокращают, другие увольняются сами.
По данным профсоюза, причина перехода на двухдневку — сокращение гособоронзаказа, задержки авансовых платежей и оплаты уже выполненных работ. Местные власти и руководство предприятия предлагают наладить на заводе сборку гражданских самолетов: это помогло бы загрузить производство.
Этот завод и две его «дочки» — единственные предприятия по ремонту самолетов и вертолетов государственной и гражданской авиации в Дальневосточном федеральном округе. Предприятие, основанное еще в 1930-е годы, находится в селе Воздвиженка в 100 километрах от Владивостока, в Уссурийском городском округе.
Что привело к такой ситуации на предприятии и какие там условия работы, Business FM рассказал начальник отдела подготовки кадров 322-го авиационного ремонтного завода Николай Хромов.
— Оборонзаказ непланово выставляют. Народу тяжело, работы нет. Есть техника — ремонтируем, нет техники — не ремонтируем. У нас работают люди из Уссурийска, из муниципальных районов, которые окружают этот завод. Специалисты ушли. В связи с тем что переход был сначала на три дня, потом на два дня, вот люди и уходят, потому что необходимо кормить семьи, а они возможности такой не имеют, ищут работу в других местах. Я буду работать до февраля, а потом мою должность сократят. Зарплату у нас выплачивают сколько отработали, я работал предыдущий месяц три дня, я так и получал. Средняя зарплата была около 46 тысяч. Все зависело от выработки. Я начальник отдела подготовки кадров. Раньше, когда мы работали, был оборонзаказ, я лично набирал учебные группы, готовил специалистов, у меня взаимодействие с учебными заведениями, у меня учились люди. Сейчас очень тяжело. С февраля я уйду на пенсию. Может быть, пойду где-нибудь преподавать. Я военный пенсионер.
— Вы говорите, руководство пытается что-то сделать. А что оно может пытаться сделать, если предприятие работает на оборонзаказе, а оборонзаказа нет?
— Руководство выбивает самолеты, чтобы их ремонтировать.
— Как давно эта ситуация длится?
— Второй год.
В ОАК комментариев на момент публикации материала не давали.
На сайтах по поиску работы есть относительно свежие вакансии на этом предприятии: например, авиационный техник пятой категории на полную занятость, зарплата от 35 тысяч.
За последний год с завода ушли более 180 сотрудников. С середины этого месяца уволились более 50 человек, которые не согласны с двухдневной рабочей неделей, больше половины — специалисты до 40 лет. Сегодня в штате почти 600 человек. Чтобы обеспечить зарплату, предприятие должно получить в 2020 году на ремонт не менее восьми самолетов. На данный момент план гособоронзаказа составляет всего четыре машины.
По суммам гособоронзаказ сократился практически в три раза по сравнению с 2017 годом. Шестьсот человек ремонтом четырех самолетов не прокормить, хотя региональные власти предприятие поддерживают, говорит председатель профсоюза 322-го авиаремонтного завода Максим Жилкин.
— О загрузке предприятия неоднократно направляли запросы и в министерство обороны, в Объединенную авиастроительную корпорацию, но это не принесло результатов. Наш основной распределитель заказов в лице ОАК распределяет заказы таким образом, что часть заказов уходит в Центральный округ, то есть затрачиваются силы на перегон авиационной техники с Дальнего Востока в Подмосковье. Мы сами хотим с этим вопросом разобраться, очень сильно настаиваем. Мы доказали, что мы можем обеспечить этот объем работ здесь, на Дальнем Востоке, но почему-то такую возможность нам пока не предоставляют.
— Заказ вам дает именно Минобороны?
— Минобороны контрактуется с ПАО «ОАК». ПАО «ОАК» в дальнейшем распределяет эти заказы между предприятиями. В том письме, которое мы запрашивали, нам было рекомендовано Объединенной авиастроительной корпорацией увеличить свои производственные мощности, сосредоточиться на выполнении гособоронзаказа ввиду того, что предприятие является отстающим по сравнению с другими. Но гособоронзаказ с заводом в 2019 году был заключен в апреле. Само контрактование предполагает выполнение заказа с января по ноябрь, то есть срок изготовления отдельных узлов и агрегатов составляет от шести до девяти месяцев. То есть несвоевременное заключение контракта с заводом, несвоевременное авансирование завода привело к этим обстоятельствам значительного отставания и невыполнения гособоронзаказа, то есть одна ситуация породила другую.
Сокращение гособоронзаказа задело не только авиазавод, но и другие предприятия Приморья, в том числе вертолетный завод «Прогресс» и предприятие «Звезда», где производится ремонт атомных подводных лодок, говорит корреспондент приморского издания Vl.ru Максим Тихонов.
Максим Тихонов корреспондент Vl.ru «В этом году была сдана атомная подводная лодка «Омск». После того как ее сдали, завод «Звезда» переходит на неполный график работы: у кого-то пятидневка, у кого-то трехдневка. Много недовольных, тяжелая атмосфера. Многие люди понабрали кредитов, многие привыкли к постоянному хорошему, достойному заработку, некоторые стали искать места на западе страны, что может привести к оттоку кадров. На заводе «Прогресс», вертолетном заводе в Арсеньеве, еще одна проблема: был завершен крупный заказ вертолетов Ка-52, новых крупных заказов особо не поступало, из-за этого на заводе «Прогресс» объявили, что до конца года будут уволены 220 сотрудников. Там руководство, по крайней мере, пообещало помочь тем, кто уходит, предложили работу специалистам в Улан-Удэ».
Такую ситуацию стоило ожидать. Владимир Путин уже несколько лет говорит, что гособоронзаказ будет сокращаться. Все задачи оснащения Вооруженных сил выполнены или почти выполнены, объясняет главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
Генерал-полковник, председатель центрального совета ДОСААФ России Александр Колмаков считает, что ситуация с авиационным заводом не критичная, речи о закрытии предприятия не идет.
Александр Колмаков генерал-полковник, председатель центрального совета ДОСААФ России «Наверное, какие-то внутренние передвижки трудовых ресурсов. Я считаю, эта проблема абсолютно временная. В завершение текущего финансового года, может быть, эта тема выдвинута в несколько разгоряченном виде. Я думаю, эта ситуация имеет локальный характер и будет решена».
Приморские власти, в частности губернатор Олег Кожемяко, предлагают наладить на авиационном заводе сборку самолетов канадской компании. Но на перепрофилирование и переобучение сотрудников тоже нужны деньги.