Большие перемены в президентском Совете по правам человека
Вместо Михаила Федотова главой СПЧ назначен Валерий Фадеев. Из совета исключили Екатерину Шульман, Павла Чикова и Илью Шаблинского. Вслед за этим выйти из СПЧ решила и бывшая судья Конституционного суда Тамара Морщакова. Что говорят об этом сами новые и уходящие члены совета?
Читать на полной версииГлава Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов освобожден от должности «в связи с достижением им возраста 70 лет» — так сказано в указе президента. Причина это или повод? Например, помощникам президента Юрию Ушакову и Андрею Фурсенко 72 года и 70 лет.
Новым главой президентского совета назначен Валерий Фадеев — в прошлом главный редактор журнала «Эксперт», ведущий программы «Время» на Первом, член центрального штаба «Общероссийского народного фронта» и Высшего совета «Единой России», в последние годы секретарь Общественной палаты. На вопросы о том, что до сих пор он не занимался правозащитной деятельностью, новый глава СПЧ Валерий Фадеев в беседе с Business FM ответил, что широко понимает это понятие.
— Мне кажется, что мы недостаточно делаем акцент на социальных правах. Возьмите концепцию территориального развития страны — так называемая пространственная стратегия. Акцент делается на мегаполисах, а у нас довольно мало людей живут в мегаполисах. А остальные что? Что будет с жителями депрессивных регионов? Забудем о них? У них рабочих мест не будет больше? Эта тема тоже очень важная.
— Судя по тому, что я сейчас от вас слышу, вы видите себе работу СПЧ совсем иначе, чем это было при Федотове.
— Нет, конечно. Есть нынешний состав СПЧ. Там есть люди, которые занимаются: кто-то экологией, кто-то правами человека, кто-то пытками, кто-то правоохранительными органами. Они этим занимаются, они умеют это делать, и они будут продолжать это делать. Моя задача как председателя — в первую очередь помогать этим людям делать свою работу.
— Глава СПЧ является еще и советником президента. Доступ к главе государства прямой? Как часто вы сможете с ним общаться, озвучивать какие-то проблемы?
— Все-таки советник — это не помощник. Советники имеют доступ, но гораздо реже, в основном как раз через те документы, которые они передают главе государства.
— То есть просто позвонить президенту вы себе не можете позволить?
— Нет. Не могу.
Если о смене руководителя уже было известно заранее, неожиданностью стали перестановки в самом составе СПЧ. Исключены политолог Екатерина Шульман, глава «Агоры» Павел Чиков, профессор ВШЭ Илья Шаблинский, правозащитник Евгений Бобров. А среди тех, кто, наоборот, назначен в совет, самый известный — недавно освобожденный из-под стражи на Украине исполнительный директор МИА «Россия сегодня» Кирилл Вышинский. Возглавлявший комиссию по избирательным правам Илья Шаблинский своему исключению не удивлен.
Илья Шаблинский профессор кафедры конституционного и муниципального права Высшей школы экономики «Я мог этого ожидать после того, как в июле наша комиссия по избирательным правам приняла такое заявление, в котором посчитала совершенно неправомерным отказ в регистрации 29 кандидатов в депутаты Мосгордумы. Я могу еще вспомнить какие-то заявления, документы, наверное, какое-то раздражение накопилось в администрации. У Павла [Чикова] «Агора» — объединение адвокатов, которые помогали правозащитникам по всей стране».
В составе пока остаются Игорь Каляпин, Николай Сванидзе, другие правозащитники и общественные деятели. Но Совет по правам человека в таком виде, в каком он был долгое время, исчезает, говорит экс-судья Конституционного суда Тамара Морщакова, которая после указа президента сама решила покинуть СПЧ.
Тамара Морщакова экс-судья Конституционного суда «Если это называется Советом по правам человека, а решать он будет какие-то другие задачи, то на это, как говорят, я не подписывалась».
Впрочем, как пояснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, исключение четырех человек из СПЧ — это «обычная ротация».