Банки и страховщики предложили ЦБ устранить 27 устаревших поправок в рамках «регуляторной гильотины», пишет РБК. Речь о законе «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Так, банки не хотят запрашивать у клиентов-иностранцев миграционные карты или разрешения на пребывание в России. Обязанность устанавливать такие сведения — непрофильная задача банков, говорят игроки рынка. Предложено назначить минимальную сумму транзакций, при которых устанавливать бенефициара не нужно. Например, если оплачивается учеба ребенка или вносятся деньги по коммунальным квитанциям.

Также из-под «антиотмывочного» закона хотят вывести инвестиционных советников. Сейчас они приравниваются к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, но при этом не проводят сделки или финансовые операции клиентов. Правки выглядят как косметические, считает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.

— Эти поправки носят чисто косметический характер. Даже в случае принятия они не будут способствовать существенному снижению бюрократической нагрузки, снижению непроизводительных расходов. Они вынуждены огромные объемы информации передавать регулятору. Например, на примере банков «московского кольца», на примере разорения крупнейшего частного банка «Открытие» мы видели, что все эти потоки информации не способствуют улучшению качества надзора.

— Все-таки ЦБ сейчас прислушается, он инициирует эти поправки, изменения?

— Основная масса будет, наверное, принята, хотя бы ради галочки, чтобы показать, что вот и в банковском секторе работает «регуляторная гильотина» — быть в рамках общего тренда. Государство усиливает свои позиции, и это проявляется в росте бюрократизации, в том числе и банковского сектора. Поэтому, повторяю, эта кампания с «регуляторной гильотиной», в том числе и банковского сектора, будет носить такой кампанейский характер, очередная кампания, не более того.

Свои предложения ЦБ направили и страховщики. В частности, предложено убрать из субъектов «антиотмывочного» закона компании, которые не занимаются страхованием жизни. Также предлагается увеличить с 15 тысяч до 100 тысяч рублей сумму страховых премий, которые можно перечислять клиентам без идентификации.

Странно то, что страховые компании вообще подпадают под «антиотмывочный» закон, говорит член совета директоров «Ингосстраха» Александр Григорьев.

Александр Григорьев член совета директоров «Ингосстраха» «Городить страховой огород для отмывочных целей — это абсурд. Гораздо больше возможностей существует чисто финансовых операций в банковской либо в серо-черной зоне, где казино и прочее. Злоумышленники для того, чтобы отмывать деньги, не будут пользоваться страховыми операциями, это неудобно. В страховой операции вам не только полис, бумажка нужна. Вам же нужно, чтобы у страховой компании было в каком-то формате страховое событие. Банк — да, банк обезличенно берет депозиты, условно отправляет деньги куда-то обезличенно, как инструмент работы. Но страховая компания, получив деньги от клиента, никуда не отправляет деньги, она у себя их оставляет в резервах. У нас в «Иногосстрах Жизни» везде созданы эти подразделения, сидят люди, пишут отчеты, пересылают информацию в Росфинмониторинг. У меня большие сомнения, что это кто-либо читает, скажу честно. На страховые компании возложены функции, которые нелепы и не несут никакого смысла для государства».

Россия входит в международную группу разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) с 2003 года. В октябре группа завершила очередную проверку «антиотмывочной» системы в России и рекомендовала усилить надзор за трансграничными операциями.