Юрий Быков: фильм «Сторож» основан на моих переживаниях — о чувстве вины, об однажды совершенной ошибке
Новая картина Юрия Быкова выходит в прокат на этой неделе. После предпоказа фильма режиссер дал интервью Business FM, в котором признался: этот материал полностью основан на его переживаниях последних двух-трех лет
Читать на полной версииФильм «Сторож» Юрия Быкова выходит в прокат уже на этой неделе. Лента не похожа на предыдущие картины режиссера, он ушел от остросоциальной тематики.
Получилась скорее камерная, в чем-то даже личная, тяжелая история — про человеческий выбор и ошибки. Под своими киноошибками Быков имеет в виду в том числе сериал «Спящие», из-за которого разгорелся скандал и режиссер даже думал уходить из кино.
В «Стороже» Быков сразу и режиссер, и сценарист, и исполнитель главной роли. После предпоказа картины с ним побеседовала корреспондент Business FM Александра Сидорова.
— Если честно, я был вынужден сыграть эту роль. Не хочу раскрывать детали, скорее всего, через какое-то время они все равно всплывут. С моей стороны это будет неэтично к остальным участникам процесса, я ее для себя не писал. Другое дело, что этот материал полностью основан на моих переживаниях последних двух-трех лет. Этот фильм о чувстве вины, об однажды совершенной ошибке, которая меняет всю жизнь человека в очень неправильную, мучительную, практически непереносимую сторону. Фильм о том, что человек, однажды совершив такую ошибку, будет вынужден совершить поступок. Он должен быть настолько сложным, тяжелым и равноценным по степени совершенному в прошлом поступку, что, скорее всего, те люди, которые совершают подобные ошибки, будут расплачиваться самым дорогим, вплоть до собственной жизни. Для меня это очень важный материал, я его писал и снимал с огромным психологическим трудом, потому что боялся, что это будет пафосно, что у меня это не получится искренне. Когда говоришь на сокровенные темы, казалось бы, что тебе должно быть легче, но на самом деле ты боишься все время соврать, лишней сентиментальности. Мне совершенно, наверное, не важно, будут ли зрители принимать этот фильм как плохой или хороший, но мне очень важно, чтобы они поверили, что этот фильм — мое искреннее обращение к зрителю по поводу собственного чувства вины за собственные сделанные ошибки и в давнем, и в недавнем прошлом. Так совпало, что я был вынужден сыграть одну из ролей. Видимо, прямые ассоциации с моей биографией тоже будут, но этот фильм все-таки о трех главных архетипах, даже не о конкретных людях, хотя артисты играют, Алла Юганова и Влад Абашин, но это все-таки фильм о трех основных архетипах в той реальности, в которой мы существуем. Женщина, которая вынуждена выбирать благополучие, безопасность собственной жизни, комфорт, выходя замуж не по любви, а по расчету, за что она очень сильно расплачивается. Мужчина, который хочет получить все, что только возможно, иметь все, что только возможно, и повелевать всем, за это тоже расплачивается. И другой мужчина, которого играю я, — человек, который призван совершать добрые дела, нести разумное и вечное, в итоге у него опускаются руки, и он совершает ужасный поступок.
— В прошлом году в интервью Business FM вы говорили, что снимаете сейчас фильм, в котором рождается надежда.
— Мне кажется, что надежда — это не физическое спасение. Мы все умрем. Единственное, что мы можем сделать в течение своей жизни, — это встать над собственным страхом, поднять голову и сказать: «Я человек!» — как в «Книге джунглей», то, к чему приходят все герои в финале, и этому я очень рад. Многие могут сказать, что это трагический финал, но я считаю, что этот финал все-таки светлый, потому что люди приходят к главному, они приходят к душевной чистоте.
«Сторожа» будут показывать с 24 октября синхронно: и офлайн — в традиционных кинотеатрах, и онлайн — на «КиноПоиске HD». Это первый подобный случай в истории российского кино. Таково было решение продюсеров, личное мнение самого Быкова: авторский кинематограф уходит в интернет. Он вспоминает полупустые залы при показе своих предыдущих фильмов. После премьеры «Завода», например, Быков в принципе думал отказаться от проката своих картин в кино.