Жертв перестройки много, но не большинство. Комментарий Георгия Бовта
Недавно в Госдуме подняли вопрос о введении льготной категории «жертв перестройки», а ВЦИОМ провел опрос на эту же тему. Как понимать его результаты?
Читать на полной версииСогласно недавно проведенному опросу ВЦИОМ, четверть россиян назвали себя «жертвами перестройки»; 70% участников так не считают. Предложение одного из депутатов Госдумы ввести льготную категорию «жертв перестройки» поддержали 41% участников опроса, против выступили 47%; 61% россиян считают, что эпоха перестройки принесла стране больше плохого, чем хорошего. Не согласны с ними 24% опрошенных, еще 15% затруднились с ответом. Чаще всего «жертвами перестройки» себя называли респонденты от 60 лет и старше (37%). О том, что перестройка принесла больше хорошего, чем плохого, чаще говорят молодые люди от 18 до 24 лет (57%). Как понимать эти результаты?
Меня лично результаты опроса ВЦИОМ удивили. Тем, что «жертвами перестройки» себя признали лишь четверть опрошенных, а не половина или больше. Или вообще все, кто родился до или во время. Не родившихся из-за перестройки ВЦИОМ пока опрашивать не может, не освоил еще такие технологии.
Неудивителен расклад ответов среди молодых и пожилых. Первые традиционно более оптимистично смотрят на жизнь — жертвенность им не к лицу. Зато пожилые, понаделав в жизни ошибок, подводя итоги, чаще бывают пессимистичны: эх, было же время, когда мог горы свернуть. Но оно прошло.
Наверняка порой они задаются вопросом: а вот в какой момент все пошло не так и кто в этом виноват? Винить себя тоже можно, но лучше переложить эту вину на кого-то другого. На обстоятельства. На ту же перестройку, которая сломала рутинный ход советской жизни, но не все к этому были готовы и смогли приспособиться.
А вот то, что 70% россиян жертвами «горбачевщины» себя не считают, можно воспринять как признак того, что общество уже достаточно «накушалось» страшилок про то, «какую страну развалили», и в большей степени ориентируется на сегодняшние проблемы. Эдак через какое-то количество лет, глядишь, валить все текущие беды и проблемы на «проклятые 1990-е» тоже перестанут.
С другой стороны, тот факт, что число желающих получать помощь как «жертва перестройки» в полтора раза выше количества тех, кто себя такими жертвами признает, говорит о наличии в наших людях здоровой доли цинизма. Ради халявы некоторые готовы себя признать, наверное, даже жертвами татаро-монгольского ига.
Кстати, жаль, что в Думе ни один из депутатов не додумался поднять еще и такой вопрос, потребовав компенсацию за геноцид, ну, хотя бы даже у Монголии. Все другие проблемы в нашей стране ведь уже давно решены, и теперь осталось только поднимать хайп на подобных вопросах, как сделал один из мало кому известных депутатов, вбросив в информационное «болото» тезис о «жертвах перестройки». Не хочу даже называть имя этого умника, не будем делать ему рекламу.
А тут и социологический опрос проведен. Тема, как говорится, пошла. Не нацпроекты же пробуксовывающие обсуждать бесконечно. Да и других проблем немало, в которых ни Горбачев, ни его окружение, ни даже, страшно сказать, покойный Ельцин уже не виноваты. Зато жертвы более свежих «деяний» наверняка найдутся.
Можно, например, провести опрос на тему, кто себя считает жертвами пенсионной реформы. Или жертвой оптимизации в медицине. Жертвой деградирующего образования и скаредной социальной политики. А потом по итогам таких опросов поднять вопрос в той же Думе о том, чтобы всем этим жертвам тоже дать какие-то льготы и компенсации.
И когда всем все будет компенсировано, настанет у нас полное всенародное счастье. Потому что просто не останется тех, кто не будет считать себя жертвой того или иного процесса или проблемы и не получит за это какие-то бонусы. Вот только непонятно, за счет кого он их получит. Надо все-таки поднять вопрос о последствиях татаро-монгольского ига. Ведь именно с тех пор у нас все пошло не так.