Закон о домашнем насилии может разрешить выгонять виновного из собственного дома
Совет по правам человека при президенте предложил закрепить понятие семейно-бытового насилия и варианты защиты от него
Читать на полной версииСПЧ, в частности, выступает за то, чтобы жертва домашнего насилия смогла рассчитывать на особый ордер — напавший не сможет приближаться к ней ближе, чем на 10 метров. Такой ордер может выдать как суд, так и полиция. В ряде случаев виновный должен будет покинуть место проживания — даже если он собственник помещения.
Предложения были подготовлены после решения ЕСПЧ по делу Валерии Володиной, которую несколько лет преследовал бывший партнер, рассказывает адвокат проекта «Правовая инициатива» Ольга Гнездилова.
— Это очень важный законопроект. Мы приветствуем, что власти вернулись к его обсуждению, он очень долго лежал в Госдуме без движения. Важные меры там предлагаются. Сейчас нет механизмов для расследования, привлечения к ответственности, а самое главное к предотвращению таких эпизодов. Мы должны менять культурные подходы для детей, а не так, что, если мальчик бьет в школе девочку, то ему не делают замечание, а девочке объясняют, что просто таким образом проявляется внимание.
— Насколько сейчас эффективно наказывают виновников домашнего насилия или все-таки полиция не хочет разбираться с ними?
— Мы сейчас вели в Европейском суде по правам человека дело Валерии Володиной. Это было первое решение, где Европейский суд признал нарушение прав заявительницы из России в вопросе домашнего насилия. Также суд отметил, что у нас нет никакого законодательства сдерживающего, отметил, что необходимы охранные ордера. И даже там, где полиция готова, у них не хватает знаний. Поэтому намечаются тренинговые программы для полицейских, судей. Нужно также обучать психологов. Конечно, должны предоставляться бесплатные адвокаты, потому что часто нет возможности оплачивать юридическую помощь, а без нее очень сложно защитить свои права.
По словам экспертов, опасаться массовых злоупотреблений в случае, если инициатива приобретет силу закона, не стоит. Российская практика жестко карает за ложные доносы. Тем не менее, в предлагаемом варианте немало «белых пятен». Хотя сами инициативы по предотвращению домашнего насилия давно назрели, считает адвокат Алексей Скляренко.
Алексей Скляренко адвокат «Возникает вопрос: а если лицо, в отношении которого выдан ордер, не исполнит предписание? Какое наказание ему будет за это грозить? При профилактике бытового насилия, наверное, здесь должны быть задействованы психологи. И в законопроекте усматривается, что это предполагается делать за счет денежных средств «насильника», так его назовем. А если у него нет денежных средств, каким образом он будет рассчитываться с государством? Неясно. Встает вопрос: будут ли правоохранительные органы этими делами заниматься?»
Предложения Совета по правам человека станут основой законопроекта о семейно-бытовом насилии, который разрабатывается в Совфеде по поручению Валентины Матвиенко, рассказал РБК источник в верхней палате парламента.